Простить для того, чтобы воскреснуть.
В церковной жизни все очень мудро устроено и ничего случайного нет. Последнее воскресенье перед Великим постом особенное. В атеистические годы все знали, а теперь тем более знают, что в этот день следует просить друг у друга прощение.
Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Издавна палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню. И каждый раз не знали, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова. Поэтому монахи заранее испрашивали друг у друга прощение и сами всех прощали.
Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, который совершается вечером. В некоторых храмах утром после Литургии. И весь день можно услышать: «Прости меня, пожалуйста!» А в ответ: «Бог простит! И я прощаю!» И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл.
Больше сорока дней Великого поста — время нашего покаяния перед Богом. Возникает вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи, раскаяться, исповедаться в них. Это взаимоотношения человека и Бога.
Но Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие люди, родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать.
В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14).
Простить для того, чтобы воскреснуть.
Такие слова говорил в Прощеное воскресение владыка, сейчас митрополит, Иоанн Белгородский. Запомнилось не просто как поэтический образ. В этом содержится толкование всего смысла Великого поста и Пасхи.
Для чего вообще необходимо прощение? Если поприще Великого Поста — это путь к Пасхе, а нам для плодотворного его прохождения нужно взаимное прощение. Следовательно, конечная цель — Воскресение. Вместе с Христовым Воскресением и наше духовное воскресение. Значит, простить нужно для того, чтобы воскреснуть.
Монахиня Елизавета