Отдавшие жизнь за Христа.
7 ноября прошёл вечер памяти жертв политических репрессий, организованный Духовно-просветительским центром. В Центральную библиотеку им. Л. Малюгина были приглашены старшеклассники из школ №1 и №4.
Двадцатый век стал поистине веком новомучеников и исповедников российских, проливших свою кровь и отдавших жизнь за Христа. Они фактически спасли Православие в России, став наряду с другими миллионами граждан жертвами политических репрессий.
Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами становились не только политические противники большевиков. Репрессии проводились и по социальному признаку. Сегодня, когда со многих документов снят гриф секретности, становится абсолютно понятно, что большинство обвинений были необоснованными.
По оценкам историка Попова, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления за этот период составляет не менее 40 млн., то есть только в одном поколении был осуждён практически каждый третий, за исключением детей и стариков.
Таких жестоких гонений на Русскую Православную Церковь, как в 20-30-е и 60-е годы, Россия не знала за всю вековую историю. Через два десятилетия по всей стране оставалось незакрытыми около ста храмов из шестидесяти тысяч действующих в 1917 г. Всё, что касалось Православия, подвергалось гонению и уничтожению. Только в Касимове из двенадцати храмов четыре были полностью разрушено, остальные переданы под склады и другие учреждения.
Этот период нашей истории дал тысячи христианских мучеников. Около пятидесяти касимовских подвижников были прославлены Архиерейским Собором 2000 года в лике святых. Это не только священники, но и обычные верующие. Именно поэтому город Касимов называют городом новомучеников.
Соловецкий лагерь — первый показательный государственный концентрационный лагерь в мире. Он был основан на месте монастыря. Через Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) по разным оценкам прошло до 3 миллионов человек, а погибло от 300 тысяч до 1 миллиона человек.
Учащиеся познакомились с книгой одного из бывших его заключённых протоиерея Анатолия Правдолюбова «Соловецкие рассказы». Он отбывал срок на Соловках вместе со священномучеником Николем Правдолюбовым и священноисповедником Сергием Касимовским.
Лагеря предназначались для уничтожения политической оппозиции внутри страны, а также использовались для решения экономических задач – зэки рыли каналы, строили заводы, возводили поселения.
В числе «контингентов, подлежащих репрессии» в приказе наркома НКВД Ежова значатся «церковники». «Соловки», «Колыма», «Бутово»… Этот печальный ряд можно продолжить. Трудно найти место, где было бы за веру расстреляно православных священников и мирян больше, чем в на Бутовском полигоне.
«Русской Голгофой» назвал его Патриарх Алексий II. Здесь редко расстреливали по сто человек в день. Норма дневной выработки расстрельной команды достигала от трёхсот до пятисот человек. В общей траншее, вырытой экскаватором, сравнялись все сословия и звания.
Блаженная Матрона Анемнясевская, почитание которой распространилось по всей России, также захоронена в Бутово, но она умерла своей смертью, перенеся заключение в Бутырской тюрьме, поэтому прославлена как исповедница.
История нашего города вписалась в общую канву событий тех лет. Советская власть пришла в Касимов, но в нашем городу и районе в 1918 году против неё вспыхнул крупный мятеж. Сигналом к нему послужил выстрел из толпы на митинге в комиссара Илюшкина. Для подавления восстания были приглашены каратели — латышские стрелки.
Настоятель Троицкого храма, где находятся мощи священноисповедника Сергия Касимовского, протоиерей Николай Верховцев высказал мысль, что многие сейчас стараются дистанцироваться от этой трагедии, произошедшей в советское время, что в этом виновен кто-то другой, не мы.
- Все комиссары выросли здесь, в Касимове. — Но их рука поднялась на священников, которые не принимали участия в восстании. Священник Матфий Рябцев протестовал против расстрелов, которые проходило прямо у стен Вознесенского собора, в котором он служил. Одно это могло послужить поводом к расстрелу. Его палач – комиссар Кокорев – тоже вырос в нашем городе и был лично знаком со священником. Почему это произошло?
-
Из беседы стало ясно, что учащиеся имеют очень мало знаний об истории города за этот период. Многие не имеют представления ни о масштабных репрессиях того времени, ни о пострадавших касимовцах. Отец Николай провёл аналогию с недавними событиями в Одессе, когда сверстники сидящих в зале, бросали коктейли Молотова в своих же земляков. Это повод задуматься
Если мы не будем жить по совести, не будем знать историю родного края, своих святых, тогда то страшное время может повториться, — подвёл итог встречи отец Николай и с грустью заметил: — В Америке в честь священноисповедника Сергия крестят детей, а у нас его не знают.
-
-
На встрече были показаны отрывки из документальных фильмов «Благодатный край. В окрестностях Касимова» и «Касимов – град благословенный», а также видеосюжеты «Касимов-ТВ» о касимовских святых, где приведены фото и свидетельства земляков. Память не должна стирать факты о лучших людях города, и об уроках истории надо знать, особенно молодому поколению.
По материалам газеты «Мещерская новь»