Исторический очерк села Гиблицы
Село Гиблицы имя свое получило по названию округи — местная речка зовется Гибелкой. Как известно, в старину гиблицами назывались самые опасные места на болотах — низины с трясинами. Отчего бы селиться в таких гиблых местах? Скорее всего, все лучшее в окрестности было уже занято. Потому и выбирать не приходилось.
Впервые Гиблицы мимоходом упоминаются в писцовых книгах 1637-1643 годов, где сказано, что полдеревни «писано за князем Федором княже Тимофеевым сыном Оболенского», а другая половина той деревни «за недорослем за Микифором Загоскиным с матерью да с сестрою, да за дьяком Гавриилом Облезовым».
В сборнике статистических сведений Рязанской губернии 1887 года село Гиблицы Погостинской волости «расположено на ровном месте, в 4-х верстах от ближайшей пароходной пристани — Забелино. В селении есть образцовое министерское училище, где дети учатся 9 месяцев в году. Из промышленных и торговых заведений есть 2 мелочных лавки, 3 кузницы, 3 крупорушки, ветряная мельница и маслобойня. Из местных промыслов главнейший — коневодство. Из общественных зданий есть хлебный магазин, сторожка и бывший кабак».
С годами менялись сельские хозяева, помещики, а вот относительно сельской церкви в то время точных данных нет. До построения церкви Гиблицы входили в состав прихода Гусевского погоста.
В 1844 году очередной владелец деревни Владимир Александрович Бутурлин решил построить в Гиблицах каменную церковь. После продолжительных хлопот он получил благословение епархиального церковного начальства, и после этого приступили к строительным работам.
Новый храм был посвящен св. Николаю Чудотворцу, а в церковной трапезной был устроен придел в честь Равноапостольного князя Владимира и Покрова Богородицы. Строительство продолжалось два года. Наконец настал день, когда новое здание церкви было готово. В 1846 году Никольский храм был освящен архиепископом Рязанским Гавриилом, и там начались богослужения.
Церковь небольшая. Ее длина составляет тридцать метров, высота — двадцать два метра. Внутри храма стены и потолок расписаны на религиозные сюжеты. Иконостас церкви украшен мраморной лепниной. Находящиеся на нем иконы писаны художником Брызгаловым. На западной стороне стены устроены хоры для певчих, к ним ведет каменная лестница. К трапезной храма примыкает колокольня с несколькими колоколами, ее высота около тридцати метров. Вокруг церкви сооружена каменная ограда, по углам которой расположены двухэтажные башни. К церкви причислялся деревянный дом, назначенный для богадельни, где помещались церковные сторожа, на северо-западном углу ограды каменный склеп для выноса умерших, на верхнем этаже юго-западного угла — церковно-приходская школа, на северо-восточном — флигель.
Притч храма состоял из одного священника и одного псаломщика.
Для церкви было выделено 1,5 десятин усадебной земли, 33 десятины пахотной и 1.5 десятины луговой земли.
В состав прихода входили деревни Тимохино, Ванищево, Озерки, в которых проживало 822 мужчины и 828 женщин.
Из священников, служивших в сельской церкви, известны:
Иоанн Смирнов — 1849 — 1856 г.г.
Иоанн Палицын — 1874 — 1878 г.г.
Алесандр Преображенский — 1878 г.
Сегодня храм открыт для верующих, и в нем совершаются богослужения.
Старой ограды с башнями уже давно нет, как не существует и здание церковно-приходской школы.
Местным жителям мила своя история о помещике Бутурлине. По их мнению, дом помещик выстроил вблизи храма, и вел к нему подземный путь, что помещик был в меру справедлив, а уже после отмены крепостного права, будучи в Касимове, отравлен. Со слов местных жителей узнаем, что похоронен Бутурлин в склепе под Никольским храмом. Вдобавок поговаривают, что склеп растащили, вместе с тем, что осталось от здешнего помещика.