Беседа со школьниками

11 марта в Дмитриевской школе прошли занятия воскресной школы для 5-7 классов. Тема была заранее обозначена шестиклассниками. Речь шла о музыке: церковные песнопения, история и современность. Руководитель молодежного отдела иерей Димитрий Уляшин, сам в прошлом музыкант, рассказал о творчестве в церковных песнопениях любимых русских композиторов — Чайковского, Боратынского и др.

О. Дмитрий совершил экскурс в историю богослужения. – В Русской церк­ви XIV-XVII веков практиковалось многогласие — од­но­вре­мен­ное со­вер­ше­ние раз­ных час­тей бо­го­слу­же­ния — главным образом в при­ход­ских хра­мах с це­лью со­кра­ще­ния дли­тель­но­сти служб при со­хра­не­нии пес­но­пе­ний и чте­ний, по­ло­жен­ных по ус­та­ву.

К середине XVI века ис­поль­зо­вав­шее­ся по­все­ме­ст­но многогласие ста­ло осоз­на­вать­ся как не­бла­го­чес­ти­вая тра­ди­ция, пре­пят­ст­вую­щая по­ни­ма­нию бо­го­слу­жеб­ных тек­стов. Не­смот­ря на за­пре­ще­ние многогласия Сто­гла­вым со­бо­ром 1551 года, оно про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать.

Многогласие осу­дил пат­ри­арх Гер­мо­ген, а пат­ри­арх Ио­а­саф I  при­зы­вал ог­ра­ни­чить его ис­поль­зо­ва­ние двумя го­ло­са­ми, то есть од­но­вре­мен­но со­вер­шать не бо­лее двух мо­лит­во­сло­вий. В 1651 году офи­ци­аль­но ут­вер­дилось еди­но­гла­сие. Это ре­ше­ние под­твер­жда­ли по­сле­дую­щие цар­ские и пат­ри­ар­шие гра­мо­ты, а так­же Слу­жеб­ник 1651 года. Ду­хов­ный рег­ла­мент 1721 года упо­ми­на­ет о многогласие как о не­бла­го­чес­ти­вом обы­чае, в Пет­ров­скую эпо­ху оно, оче­вид­но, окон­ча­тель­но ис­чез­ло из цер­ков­ной прак­ти­ки.

Школьники познакомились с понятиями «знаменный распев» и «партесное» пение.  Партесное пение, благодаря своим возможностям, простоте и удобству так скоро завоевало себе сторонников, что на рубеже XVII – XVIII веков знаменное пение попросту прекратило свое существование.