Формула семьи
§1. Брак – благословенный Богом союз
Народ – живой организм, клеточками которого являются семьи. У православного христианина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Систему этих ценностей схематически можно изобразить так: Бог – семья – общественное служение (служение людям) – личные интересы. В союзе мужа и жены происходит как бы их слияние в одно живое существо, одну плоть. Вспомним слова Спасителя о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф.18,20). Таким образом, в браке, где супруги стараются вести христианскую жизнь, присутствует Сам Бог. Апостол Павел называет семью Малой Церковью. Это та физическая единица, из которой образуется человеческое общество.
Брачный союз был установлен Богом еще в Раю, когда люди были невинны и бессмертны. Значит, по замыслу Творца, в браке муж и жена соединяются навсегда и нерасторжимо.
Сотворив первого человека – Адама, Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника соответственно ему» (Быт. 2, 18). Так в чем же должна была состоять эта помощь? Для помощи в трудах Господь мог бы создать еще одного мужчину, который для этого пригоднее женщины. Но без жены бытие Адама не было полным, совершенным. Поэтому Господь установил брак и благословил его, о чем Священное Писание повествует так: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1: 27–28).
Примечательным является то, что Свое первое чудо Господь Иисус Христос совершил именно на брачном пире в городе Канне. Своим присутствием на браке Спаситель благословил и освятил брачный союз.
Вот слова Апостола Павла, в которых наиболее ярко отражено понимание брака в православии: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.» (Еф. 5:22–25). Итак, христианский брак есть полнота, совершенство, гармония.
§2. Последование и смысл Таинства Венчания
2.1. Обручение
Обручение – это скрепление пред Богом и Церковью обещаний вступающих в брак. В древности оно совершалось отдельным чином как подготовительная часть службы Венчания, после чего будущие супруги могли называться женихом и невестой. Сейчас принято обручаться непосредственно перед Венчанием.
Во время обручения жениху и невесте вручаются кольца, которые являются видимым утверждением их союза в мире, любви и единомыслии. Свечи, которыми священник благословляет новоневестных, являют радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты и целомудрия. Блаж. Симеон Солунский говорит об этом так: «Они держат в руках свечи, которыми знаменуется их целомудрие и пребывающая в них благодать Божия; подобным образом держат свечи и все клирики, в знамение божественного просвещения и веселия».[1]
Во время обручения произносятся прошения о спасении вступающих в брак, о даровании им детей, о ниспослании им совершенной любви, о том, чтобы Господь сохранил их в единомыслии, твердой вере и даровал им непорочную жизнь. В этих прошениях можно узреть цели, ради которых создается христианская семья. В Православной энциклопедии в разделе «Брак» читаем следующее: «Главная цель брака не может находиться вне самого брака, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия…Следующая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Священное Предание, – рождение и воспитание детей… Еще одна цель брака, о которой говорят Свящ. Писание и св. отцы, – предохранение от распутства и сохранение целомудрия».[2] Здесь мы видим отличие от Ветхозаветного понимания брака, где его основной целью считалось деторождение. Бездетность воспринималась как проклятие Божие. Новый Завет открывает нам иной смысл брака, который, прежде всего, заключается в любви и вечном единстве супругов, рука об руку идущих к спасению.
В последующих молитвах чина обручения воздается хвала Богу, положившему начало любви и соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на новоневестных.
Затем происходит непосредственно обручение. При троекратном произнесении слов: «Обручается раб Божий (имярек), рабе Божией (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь», – священник трижды творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем, три раза знаменуя крестом голову невесты и произнося: «Обручается раба Божия (имярек), рабу Божию (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», – священник надевает кольцо невесте. В знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке брачующиеся обмениваются кольцами. Кольцо – это не просто украшение, оно имеет символическое значение. Вспомним притчу Господа о блудном сыне, который после многих лет блужданий с покаянием возвращается к своему отцу. Отец прощает его за все, не упрекнув ни одним словом. Он велит слугам принести сыну лучшие одежды и дать ему свой перстень на руку, что является символом примирения. Так же и супруги, обмениваясь кольцами, подтверждают, что смогут простить друг другу все обиды и разногласия. Потом читается еще одна молитва, в которой встречаются ветхозаветные образы, прежде всего потому, что именно в Ветхом Завете мы видим замечательные примеры браков, благословенных Богом.
2.2. Венчание
В последовании Венчания отражена традиция церковного осмысления основ христианской жизни. Жених и невеста, отвечая на вопросы священника, перед лицом всей Церкви подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак. В начале службы Венчания молятся о том, чтобы Господь спас жениха и невесту, даровал им мирную жизнь, целомудрие, любовь друг к другу, деторождение.
В молитвах, которые читаются на Венчании, вспоминается таинственное создание женщины из ребра Адама и первое брачное благословение в Раю. Священник молит Господа о том, чтобы Он благословил сочетающихся рабов Своих, даровал им радость и сохранил новосозданный брак. Говорится здесь и о подаянии супругам земных благ.
После этих молитв наступает главный момент таинства. Священник берет венец и знаменует им крестообразно жениха, а затем невесту. Жених прикладывается к образу Спасителя, а невеста к – образу Божией Матери, расположенных на передней стороне венцов. В этот момент священник произносит венчальную формулу. Венцы на головах молодоженов обычно трактуются как Царские и одновременно мученические. Молодые как бы становятся царями и основателями нового рода. В то же время при всей радости совместной жизни брак является подвигом, который сравнивается с мученическим. Вспомним, что слово «мученичество» в первую очередь переводится с греческого языка как «свидетельство». Супруги своей совместной жизнью должны свидетельствовать о взаимной любви, о правде, о красоте, об истине, которую даровал им Христос.
В ходе Таинства Венчания звучат два чтения. Одно из них взято из Послания святого Апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 20–33). В этом отрывке говорится об очень глубоких отношениях между Христом и Церковью, которым должны быть подобны взаимоотношения мужа и жены. Апостол призывает супругов к взаимной любви, говоря: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Женщина должна уважать своего супруга как защитника и кормильца. Митр. Антоний Сурожский по этому поводу пишет так: «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать семью».[3]
Следующее чтение, которое мы слышим во время Таинства Венчания – это отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин.2, 1–11). Здесь повествуется о первом чуде Господа Иисуса Христа, совершенном Им на брачном пире в Канне Галилейской. Христос начал Свое служение миру присутствием на браке, где Им было освящено само это Таинство. Святая Церковь предлагает молодым супругам позвать Христа в свою жизнь, как когда–то Его позвали на брачный пир.
В ходе Венчания священник преподносит венчающимся общую чашу, которая испивается ими в знак их единства. Отныне у мужа и жены одна судьба, одни мысли, одни желания, одна плоть. Общая чаша является напоминанием о том, что в древности Таинство Венчания совершалось во время Божественной Литургии, когда жених и невеста вместе причащались.
Бракосочетание завершается процессией. Взявшись за руки, новобрачные, ведомые священником, трижды обходят аналой, на котором лежит Евангелие и Крест. Протоиерей Александр Шмеман пишет: «Круг – это всегда символ вечности, в эту вечность, к этому концу, претворяемому начало, направлен брак, там – в Царствии Божием – конечная цель и исполнение брака, как и всей нашей земной жизни».[4]
В двух последних молитвах Таинства Венчания священник обращается к Богу и, вспоминая снова брак в Канне Галилейской, просит Господа благословить венчающихся.
§3. Святитель Иоанн Златоуст о браке
(Беседа на Послание к Ефесянам XX)
Рассуждая о браке, свт. Иоанн Златоуст главное внимание обращает на то, что именно взаимная любовь и уважение супругов друг к другу являются залогом семейного счастья. Если муж с женой живут в духовном единстве, то и в доме их царит благополучие: дети хорошо воспитаны, слуги благоустроены, соседи, родственники, друзья находятся с ними в мире.
Святитель акцентирует внимание на том, что любовь мужа и жены не должна зависеть от внешней красоты. В жизни бывают случаи, когда в силу каких–либо обстоятельств человек теряет свою привлекательность и становится некрасивым и даже безобразным. Свт. Иоанн Златоуст призывает к тому, чтобы мы узрели в любимом человеке образ Божий, красоту его души. Благоразумие, умеренность, кротость – вот те качества, которые муж должен ценить в своей супруге.
Апостол Павел говорит о том, что жены должны повиноваться мужьям своим, как Богу. Мужья же, в свою очередь, обязаны проявлять к ним заботу и опекать. «Мужие, любите свои жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5.25) – призывает Апостол. Комментируя это, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнию, хотя бы надо было тысячекратно быть разсеченным, или потерпеть или пострадать что бы то ни было, не отказывайся».[5] Ни любви, ни согласия не будет в той семье, где каждый из супругов живет своей жизнью, требуя преданности и заботы от другого. Для того чтобы сохранить мир, муж и жена должны иметь взаимное уважение к своим обязанностям и неукоснительно выполнять их. Женщина не может требовать первенства в семье. Мужчина же не должен относиться к жене с пренебрежением, требуя от нее раболепного подчинения. Вот как пишет об этом свт. Иоанн: «Жена – вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою; а он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна приносить любовь».[6] И действительно, в браке осуществляется Таинство единения мужчины и женщины в одну плоть, которая не может разделяться сама в себе. Брачный союз есть чудо, которое осуществляется посредством любви, любви, дарованной Богом. Супруги должны бережно хранить эту любовь и пронести ее через всю свою жизнь. Только посредством любви можно научить человека чему–то хорошему, привить ему добрые качества. Святитель Иоанн Златоуст призывает мужей с первых дней брака с великой любовью наставлять своих жен: «Показывай, что ты дорого ценишь ея общество и предпочитаешь быть для нея дома, а не на площади; предпочитай также ея всем друзьям и детям, родившимся от нея: люби их из–за нея. Если она сделает хорошо, хвали и удивляйся; если же – что–нибудь неуместное и свойственное молодости, убеждай и увещевай».[7] Итак, если подобным образом муж и жена будут стараться проводить свою жизнь, то они смогут многому научить друг друга, и их брак будет крепким и счастливым.
[1] Бл. Симеон Солунский. О честном законном браке// Сочинения блаж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. Спб,. 1856. С. 356. (репр.:М.,1994). С. 356.
[2] Брак // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. М., 2003. Т.6. С.148-149.
[3] Антоний Сурожский., митр. Таинство любви…С. 37-38
[4] Александр Шмеман, прот. За жизнь мира. (Интернет-ресурс: http://www.koob.ru/shmeman/za_zhizn_mira).
[5] Там же. С. 167
[6] Там же. С.172
[7] Там же. С. 181