Один господин имел намерение жениться на такой особе, которая по званию своему никак ему не соответствовала, да и родители его не соглашались на этот брак. Но господин тот, зная, что родители его вполне уважают о.Серафима и не в состоянии будут после его одобрения противиться этому браку, хотел сначала преклонить старца на свою сторону. Для этого, приготовив предварительно доказательства на законность своего намерения и даже тексты Священного Писания на случай несогласия о.Серафима, для его убеждения прибыл он к этому праведному старцу. И вдруг, к величайшему изумлению, слышит он, что старец произносит имя и отечество той самой особы, о которой он думал делать ему свои запросы, что он говорит ему далее и те самые доказательства, которые он хотел ему представить, и, наконец, даже те тексты Св. Писания, на которые он хотел опереться в случае несогласия старца. Пораженный этим неожиданным предупреждением своих мыслей, господин тот пал безмолвно на колени пред старцем. Отец же Серафим, поднимая его, сказал ему: "Богу, и Божией Матери, и твоей матери не угодно твое намерение - и сего не будет". Действительно, брак тот не состоялся.
В отношении к родителям о.Серафим внушал уважение даже и в таком
случае, если бы они имели слабости, унижающие их. Так, один человек
пришел к старцу своею матерью. Мать же его в высшей степени предана была
пьянству. Только что хотел он изъявить о.Серафиму слабости своей
матери, старец мгновенно положил правую свою руку на уста его и не
позволил промолвить ему ни одного слова, сказав, что по учению нашей
православной Церкви мы не должны осуждать родителей своих, терять к ним
уважение и любовь из-за недостатков их.
Да, дети! мы всегда
должны питать в душе своей чувство уважения и почтения к родителям.
Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога
жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей - значит почитать
Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно
быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во
всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с
особами, священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да
найдет ти благословение от них (Сирах. 3, 8), поучает премудрый сын
Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна. Мы должны
оказывать им всегда и во всем сыновнее повиновение, и всякое приказание
их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и
верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть
Господеви (Кор. 3,20), - увещевает св. Павел апостол. Чадо! - поучает
премудрый сын Сирахов, - заступи в старости отца твоего (Сир. 3,12).
Казалось бы, довольно сказать: чти отца твоего и матерь твою. Можно ли не слушать Бога повелевающего? Не священна ли сама по себе обязанность почитать родителей? Но Господь Бог благоволил еще присовокупить к ней и обетование: да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Видно, и в очах Божиих особенно важна обязанность почитания родителей, когда к исполнению ее Господь побуждает детей обещанием им благополучной и долгоденственной жизни. И, конечно, так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства (в этом каждый согласится), а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа, у которого отец есть царь.
Да благо ти будет, - говорит Господь, - и да долголетен будеши
на земли. Господь обещает каждому почтительному сыну благополучие и
долгоденствие. И это дарует детям именно чрез родителей. Ведь вы знаете,
братие, священный обычай, по которому родители благословляют детей.
Разве благословение родительское имеет малое значение? Повторим слова
премудрого сына Сирахова: чти отца твоего и матерь, да найдет, ти
благословение от них. Значит, благословение родительское есть источник
благополучия для детей и великий дар от Бога.
Припомните при
этом благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! - и
смотрите, как это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет,
сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают
распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть,
религию, нравы.
Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее
время. И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования
счастия в благословении родительском; и ныне благословение отца
утверждает домы детей.
Если же дети не чтут своих родителей, не
повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные
обиды, то они навлекают на себя проклятие, соединенное со всякого рода
несчастием, и смерть не одну временную, но и вечную. Проклят Господом
раздражаяй матерь свою (Сир. 3, 16). Иже злословит отца своего и матерь
свою, смертию да умрет (Исх. 21,17).
Вот несколько примеров наказания Божия детей, непочтительных к своим родителям.
- На днях, - рассказывал один почтенный господин, - приходил ко мне
нищий - слепой и вместе сухорукий, конечно, за подаянием. Я как-то завел
с ним разговор и из любопытства спросил, между прочим, давно ли
постигло его несчастие, заставившее бродить с сумою по миру, и какая
именно тому причина? И вот что передал мне нищий.
- Виноват я
пред Богом и пред людьми, - так начал он свой рассказ, - виноват! Вот
шестой уже год, как я изо дня в день перехожу из одной хаты в другую. Да
четыре года еще перед этим пролежал в постели, словно колода. Значит,
четыре да пять - девять, да еще с прибавкой. Так десятый год уже идет,
как постиг меня гнев Божий. Сам я виноват в моем несчастии. Я сильно
прогневал Бога! Тяжело согрешил перед Ним, нарушил Его святой закон!
- В чем же и как ты нарушил закон Божий? - нетерпеливо допрашивал я его.
Но на этот вопрос несчастный отвечал лишь слезами и горькими рыданиями. Наконец, с особенным жаром произнес:
- Разве это не нарушение Его святого закона, когда я так сильно и
дерзко поругался над своими родителями, нанесши им страшные, нестерпимые
побои?
- А скоро ль после своего буйства лишился ты зрения и руки?
- Не прошло двух дней, - отвечал он, - как я начал чувствовать сначала
головокружение, потом сильную слабость и ужасную боль во всех членах
тела. Боль и головокружение с каждым днем все более и более усиливались,
так что, наконец, я совершенно лишился рассудка и памяти. После сего
ровно ничего не помню, что со мной происходило, и долго ль оставался в
беспамятстве. Только, когда начал приходить в сознание, у меня уж ни
руки, ни глаз не было. Отец и мать (царство им небесное!) уже по
выздоровлении моем рассказывали, что, во время этого припадка со мной,
меня ломало и корчило так страшно, что все повыбежали из хаты и никто не
решался войти в нее, пока я не успокоился... О, Боже, Боже мой! великий
я грешник! - со вздохом и признаками сердечного раскаяния произнес он
последние слова.
- Да, жалкий ты человек! - сказал я. - Однако, молись Богу, и Он, милосердый, простит твое прегрешение.
Нищий простился со мной и вышел. Долго я думал о нем, а слова его так и
звенели в моих ушах, живо представляя поступок этого несчастного и
справедливое наказание Всевидца.
В одной из южных газет помещен следующий рассказ очевидца:
"В хуторке Варваровке, Екатеринославской губернии, трое лиц,
охотившихся в имении помещика, по окончании охоты заехали к арендатору
этого имения. Через несколько времени им сказали, что в экономической
избе, занимаемой приказчиком, произошло нечто особенное. Охотники
направились в избу и увидели в углу комнаты пожилую женщину, жену
приказчика, которая плакала, а посреди комнаты ее дочь, девушку лет 15,
державшую руку у левого глаза. Оказалось, что за несколько минут перед
этим дочь начала бранить свою мать за то, что она заставляла ее
работать, и, между прочим, сказала:
- Чтоб тебе, старой ведьме, глаза повылезли!
Оскорбленная мать, женщина весьма кроткая, стала плакать и направилась к выходу. Не успела она еще за собою затворить дверь, как услышала крик дочери. Она вернулась назад и увидела, что с левым глазом ее дочери, до того совершенно здоровым, случилось что-то особенное. Охотники, подойдя к девушке, увидели красноватую опухоль, образовавшуюся кругом глаза; зрачок упал в глубину, а белок остался на своем месте. Очевидно, глаз лопнул, так как из него текла вода. Он имел ужасный вид и производил подавляющее впечатление: плева, гладко покрывающая зрачок, запала в средину и образовала несколько морщин. На расспросы девушка ответила, что в минуту выхода матери ее из комнаты она почувствовала в левом глазу зуд, а потом - острую боль. Это так сильно на нее подействовало, что во все время рассказа она дрожала всем телом".
В наш век неверия такое удивительное происшествие не излишне сообщить.
"Нас было два брата, - рассказывал один старец-крестьянин своему
приходскому священнику, - я и старший, Александр, и мы жили при отце
вместе. Родители наши были набожные, часто ходили в церковь, и Господь,
видимо, благословлял нас всяким достатком. По смерти отца, старший брат
мой Александр не захотел жить со мною и, получив из родительского имения
следуемую ему часть, ушел от меня в раздел. Мать наша пожелала жить с
ним, потому что у брата были малые дети, а у меня тогда был уже сын
женатый. После раздела и брат мой также скоро зажил хорошо, неленостно
посещал храм Божий и жил со мною в ладу и всяком согласии. Но враг,
злодей, попутал его. Однажды, как-то после зимнего праздника, побывали у
брата гости, раскольники поморского толка, и прочитали ему, "для души
спасения", какую-то книгу. С этого времени брат мой совсем изменился,
начал чуждаться и меня, называя меня мирским человеком, и не стал со
мною ни пить ни есть вместе, да и родительницу нашу начал уговаривать,
чтобы она оставила православную веру и перешла в старую веру.
Но родительница не соглашалась на это. Между тем, услышал я, что
старушка-мать наша сильно захворала. Прихожу к брату и спрашиваю:
- Кому из нас ехать за священником, чтобы исповедать и приобщить больную?
- А зачем? - отвечал мой брат. - Ведь мы живем теперь по старой вере.
Горько мне стало от таких слов брата родного, и я, заложив своих
лошадок, совсем собрался было ехать в село за батюшкою, но брат
решительно сказал мне, что он ни за что не пустит священника в свой дом.
Это же самое он говорил и на просьбы матери и всячески отклонял ее от
последнего предсмертного напутствия чрез священника.
Так и не был допущен к умиравшей священник. Перед самой кончиной мать сказала сыну:
- Вот я умираю, не исповедовшись и не причастившись, по твоей, сын мой Александр, вине!
Не прошло и двух недель после смерти матери, как брата Александра
задавило насмерть бревном во время пилки леса, и притом так, что остался
невредим его товарищ, который был внизу, под бревнами. Брат с пилою
находился вверху, на бревнах, которые с подставками упали на землю, и он
упал под них, не успев промолвить последнего слова".
Из
Ярославля в "Рыбинском Биржевом Листе" пишут, что в одной деревне, в 15
верстах от этого города, жила вдова, бедная крестьянка, мать двоих
сыновей. Старший сын успел как-то разбогатеть, жил отдельно от матери и
отказывал ей даже в куске хлеба. Младший был беден, но честен и
почтителен к матери. Вдруг старуха умирает. Нужно ее похоронить, а денег
нет ни копейки. Сноха покойницы, жена младшего брата, отправилась к
старшей снохе за помощью, в отсутствие мужа последней, и после долгих
просьб успела выпросить у нее на погребение один рубль.
Когда старший сын покойницы, возвратившись домой, узнал об этом, то пришел в страшную ярость: разругал и поколотил жену, зачем она дала без него денег, и, наконец, отправился в братнину избу, где под божницей лежала его мать, готовая к выносу в церковь. Не обращая внимания на тело матери, еще не успевшее остыть, этот непочтительный и дерзкий сын, забывший страх Божий и стыд человеческий, бросился с кулаками на жену своего брата, требуя назад данный ей рубль. Бедная женщина в испуге показала, что деньги лежат под божницей.
- Возьми их, если хочешь, доставай сам, а я не буду, грешно! - проговорила она.
- Дура ты, вот что! - воскликнул злой сын и потянулся к божнице, чтобы
взять деньги. При этом он несколько раз наклонился к трупу умершей. В
это время мертвая вдруг схватила его за руку и крепко-крепко стиснула,
открыв на мгновение глаза, после чего опять заснула сном смерти.
Говорят, что сын сошел с ума от испуга и едва ли останется в живых.
(Примеры взяты из книги: "Как должно жить в семье". 5-е изд., Т-ва И.Д.
Сытина.)