Портфель, тетрадь, пенал, циркуль… Откуда взялись в русском языке и что означают эти и другие «школьные» слова?Существительное портфéль появилось в России в начале ХIХ века и произносилось тогда как портфéйль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего «носить листы бумаги».
Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, — ранец, а если у неё мягкий корпус — рюкзак.
Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их
заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец — Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак — Rucksack).
У многих названий школьных принадлежностей древние славянские корни. К примеру, слова учебник, точилка, краски, счёты связаны с глаголами учить, точить, красить, считать. К общеславянскому восходят также слово ручка — рука и родственные слова дневник и день, ведь записывать домашние задания в дневниках ученикам приходится ежедневно.
Слово тетрадь
заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую
часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена
тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — бумаги.
Греческая основа и у существительных резинка и ластик,
по-разному именующих один и тот же предмет. Первое образовано от
греческого retine — так греки называли древесную смолу. Из греческого
слово перешло в латынь в изменённом виде — resina и уже из латыни — к
нам. А в словах ластик и эластичный (по-гречески elastikos) — общий корень со значением «упругий, гибкий».
Существительное áтлас
— собрание географических карт — тоже связано с Древней Грецией. Оно
восходит к имени мифологического героя Áтласа, или Атлáнта (Atlas,
Atlantos), которого Зевс наказал за участие в борьбе титанов против
богов. Атлас осуждён был держать на своих плечах небесный свод.
Многими словами мы обязаны латыни. Первоначальный смысл слова циркуль (circulus) — «круг, окружность» — объясняет назначение инструмента для вычерчивания окружности. Линейка образована от существительного linea — линия, которое возникло тоже в латинском языке. И калькулятор — от латинского calculation — калькуляция, то есть «счёт, подсчёт». А карта (charta) — «лист бумаги».
Существительное пенал вошло в широкое употребление в ХIХ веке. Латинское по происхождению, оно пришло к нам из немецкого языка. Слово penna — пенна
в переводе с латыни означало «перо». Пеналом (pennal) называли футляр
для перьев (прежде писали не ручками, а перьями; сначала использовали
перья гусей, лебедей, кур, а затем появились стальные перья).
Со второй половины ХVIII столетия в русский язык вошло немецкое слово рappe — папка, причём сначала оно писалось паппа.
В языке-источнике слово имело разные смыслы: «каша», «клей», «картон».
Из папки-картона делали разные коробки и футляры. Потом название
материала перенесли на изделие из него: папкой стали именовать плотную
обложку для хранения и ношения бумаг, рисунков, тетрадей.
Слово карандаш, известное у нас с ХVIII века, тюркского происхождения. Карадаш (qara ta?) буквально означает «чёрный камень», то есть графит (буква н в середине характерна для слов, заимствованных из тюркских языков, например каланча, саранча).
Из этого природного минерала чёрного или тёмно-серого цвета делают
стержни для рисования и черчения, которые вставляют в тонкую деревянную
оправу, имеющую форму палочки. Человека, занимавшегося изготовлением
карандашей, когда-то величали карандашным мастером или карандашником.
Теперь заглянем в ученический класс: ряды парт, школьная доска, в шкафу глобус. Слова глобус и класс употребляются в русском языке с Петровского времени. Корни их латинские: глобус (globus) — «шар», а класс
(classis) означает «собранные вместе», «разряд», «сословие». Вот почему
классом называется не только школьная комната для занятий, но и большая
группа людей (общественные классы), а также учащиеся одного и того же года обучения (начальные классы, старшие классы).
Происхождение существительного парта не совсем ясно. Есть предположение, что оно связано с латинским словом — parties — партис,
то есть «часть», «доля». Обычно за партой сидят два ученика, и у
каждого из них — «своя» часть. А первоисточник су-ществительного доска — греческое слово diskos — дискос, которое греки употребляли в значении «метательный диск, круг».
Древние славянские слова урок и речь, оказывается, родственные, у них общий корень. Ведь урок буквально означает — «сказанное». Примечательно, что в русском языке существительное урок
имело разные значения. Сначала урок — это договорённость, уговор,
условие, затем уроком стали называть налог, платёж, штраф, а также
поучение, наставление, назидание, позже — работу, заданную на
определённый срок, и, наконец, учебное время.
Какой же урок без педагога?! Существительное педагог
пришло из греческого языка, в котором paidagogos значило «ведущий
ребёнка». В Древней Греции педагогами называли рабов, водивших детей в
школу и следивших за их учёбой. Рабы-педагоги были очень строгими: за
любое непослушание они имели право наказывать детей плетью.
Слово каникулы произошло от латинского словосочетания dies caniculares — «собачьи дни». А слово каникула
(Canicula) в переводе с латыни означает «собачка». Так римляне называли
Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Дело в том, что,
когда в летнее время в Древнем Риме Солнце находилось в этом созвездии,
стояли очень жаркие дни. Считалось, что именно Сириус насылает жар на
Землю. В такую знойную пору ученики во всех римских городах отдыхали. В
русском языке слово каникулы появилось в ХVIII веке. Но в широкое
употребление вошло только во второй половине ХIХ столетия. А прежде
свободное от занятий время именовалось французским словом вакансы (vacance, в другом варианте — вакации или вакансия). Сейчас вакансией называют свободное служебное место, незанятую должность.
Заметка опубликована в журнале «Наука и жизнь» (№ 8, 2011).