Российские вузы ежегодно выпускают около 200 тысяч инженеров. Эта цифра была оглашена на совещании по вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров, проведённом в марте президентом Д.А. Медведевым. Президент даже удивился: «Цифра немаленькая, я, откровенно говоря, думал, что мы меньше инженеров выпускаем…»
Его
удивление можно понять. В советскую эпоху слово «инженер» звучало
гордо. Получив диплом технического вуза, человек автоматически
зачислялся в ряды интеллигенции, даже если испытывал трудности с русским
языком и общей культурой. Правда, позже укрепилось мнение, что для
выхода «в люди» нужна вовсе не «корочка», а кое-что другое. Помните
неподражаемое райкинское: «Товаровэд, как простой инженер…» Жалованье
технической интеллигенции росло в разы медленнее, чем астрономические
доходы тех, кто «сидел на дефиците». И престиж профессии стал постепенно
падать.
А в 90-е годы, после развала национальной промышленности
и оборонного комплекса, профессия стала и вовсе чахнуть. Звание
инженера, отягощённое бессмысленным просиживанием долгих часов в
конторах, приравнивалось к статусу неудачника. Многочисленный отряд
«технарей» чуть ли не целыми цехами и конструкторскими бюро уходил в
челноки, вставал за прилавки, становился удобрением для первых робких
ростков неумелого капитализма. Приём в технические вузы начал
катастрофически падать, зато выросло число юристов и специалистов по
ценным бумагам…
И только недавно наше руководство осознало, что
без специалистов в технических областях никакая модернизация просто
невозможна. Нельзя освоить высокотехнологичное оборудование, не имея
специалистов по его эксплуатации. Конечно, они есть, но их средний
возраст на многих предприятиях составляет 70 лет, а некоторые опытные
конструктора мобилизуются на работу даже в 78. Где же молодёжь, все эти
мифические 200 тысяч? По мнению заместителя спикера Госдумы РФ Светланы
Журовой, основная причина нежелания иностранных инвесторов вкладывать
свои капиталы в развивающийся российский рынок – именно нехватка
специалистов технического профиля. Иностранным специалистам просто не с
кем работать. Прошли те времена, когда высшее образование у молодёжи
считалось «немодным». Однако теперь его надо ухитриться получить так,
чтобы оно было универсальным, то есть стать специалистом «околовсяческих
наук». Тогда можно пристроиться в любую отрасль, лучше всего –
где-нибудь на Западе. Какой тут патриотизм, если в народе ходит обидный
анекдот: обезьянка в Сочинском зоопарке в туристский сезон зарабатывает
больше, чем российский инженер за весь год…
На парламентских
слушаниях «Развитие инженерного образования и его роль в технологической
модернизации России», прошедших в мае, говорилось о том, что самых
лучших специалистов готовят в тех вузах, где за время многочисленных
кризисов не прервалась связь между производством и обучением. Где
производство пускает корни во всей системе школьного образования начиная
с младших классов. Игорь Фёдоров, президент Московского
государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, говорил о
необходимости наладить прочную связь этих «трёх китов» – науки,
производства и образования. Нужно создание базовых кафедр и научных
лабораторий в вузах, приглашение представителей производства в вузы для
чтения лекций, прохождение практики и выполнение курсовых проектов на
предприятии. Эта связь позволит решать проблемы трудоустройства,
заработной платы (поскольку выращенные на собственных «грядках»
специалисты ценятся дороже), подготовки за четыре года бакалавриата
инженеров-эксплуатационников, обученных работать на конкретном
оборудовании, для нужд конкретного производства.
– Проблема в
том, что качество школьного образования снижается, особенно хромает
математическая подготовка, – сказал Игорь Борисович. – Мы вынуждены
подтягивать студентов по базовым дисциплинам, например, по элементарной
математике. Здесь нам могут помочь школьные олимпиады наподобие «Шага в
будущее», которую проводит МГТУ им. Баумана и в работе жюри которой
обязательно участвуют вузовские преподаватели. И конечно, нужно активнее
вести профориентацию в школах.
В самих вузах подчас трудно вести
научно-исследовательскую работу, поскольку для неё требуется дорогое
оборудование. А где его взять? Приходится зарабатывать самим за счёт
внебюджетных средств. Раньше профильные предприятия оказывали помощь в
пополнении технической базы, теперь приходится платить налог на прибыль,
даже если оборудование идёт на учебные нужды. Когда-то базой
отечественной науки была аспирантура – многие диссертации отличались
высоким качеством и имели практическое применение. Теперь только 25%
молодых учёных успевают закончить свои изыскания за положенные три года.
Чтобы написать диссертацию, требуются не только финансовые возможности,
но и время для проведения научного эксперимента, обработки его итогов и
внедрения результатов в производство. Специальным указом Министерство
образования и науки РФ увеличило срок сдачи работ до 5 лет. Но хватит ли
этого времени для решения проблемы?
Говорилось и о падении
престижа, имиджа профессии, уважения к инженерному труду в обществе.
Виной тому не только низкие зарплаты, но и отсутствие интереса деятелей
культуры к техническим профессиям. Давно не выпускаются фильмы и книги
на производственные темы, где герои – не звёзды шоу-бизнеса и «большого»
бизнеса, а рядовые инженеры.
Статс-секретарь Минобрнауки РФ
Игорь Реморенко вспомнил о былой популярности научной фантастики в нашей
стране. «По словам братьев Стругацких, утрата интереса к фантастике –
это утрата интереса к своему будущему, – сказал он. – В основе
космических аппаратов, бороздящих просторы Вселенной, лежит труд
многочисленной гвардии инженерно-технических кадров. Вот и нужно снимать
кино не конкретно про инженера, а про будущее, основу которого
закладывают инженеры».
Игорь Михайлович пообещал, что вскоре
финансирование подготовки инженера повысится почти в два раза – с 67
тыс. до 112 тыс. рублей. Но этого мало. Участники слушаний
порекомендовали правительству России рассмотреть вопрос о разработке
государственной программы по созданию систем многоуровневого
непрерывного образования, воспроизводства и обновления кадрового
потенциала, государственной поддержки вузов, внедряющих инженерное инновационное образование. Источник