Ни в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени – Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю) для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса.
Собственно, в житии святителя Николая нет ничего сказочного. Есть
чудесное. Более других известны несколько эпизодов: о том, как он спас
от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть
кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех
воевод, которых оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св.
Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному
обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. На последнем остановимся
подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся
отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было
неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки
стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника
Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у
порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех
своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в
Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В
некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу
которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).
Благодарная память о том,как святитель Николай помогал людям в их бедах и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества
Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.
С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как
бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с
Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан,
штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог
носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку,
или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре
«Посещение рождественского деда».
К сожалению или к счастью, в
сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не
связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с
«кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран
Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну
большую шоппинговую кампанию.