Здравствуйте у меня рак
Об этом не принято говорить вслух. Каждый, кому поставлен диагноз «рак», остается один на один со своим горем, и даже близкие оказываются «по ту сторону» болезни. Часто люди испытывают подавленность, депрессию, думают о суициде и отказываются от лечения.
В мире ежегодно заболевает раком около 10 миллионов человек, 8 миллионов умирает от этой болезни.
Чтобы помочь онкобольным людям принять ситуацию, достойно вынести лечение и, возможно, подготовиться к смерти, четыре года назад был создан Всероссийский бесплатный круглосуточный телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким. Год назад к этому проекту присоединились московские священники. Один из них, преподаватель кафедры практического богословия Богословского факультета ПСТГУ протоиерея Андрей БЛИЗНЮК, рассказал об этом уникальном опыте.
«Вы хотите поговорить со священником?»
— Сколько православных священников работает на телефоне доверия?
— Двадцать четыре священника. Многие из них из нашего храма святителя Николая в Кузнецах. Это священники Иоанн Воробьев, Николай Емельянов, Георгий Ореханов, Филипп Ильяшенко, Павел Ходзинский, Константин Стриевский и другие. Удивительно, что почти никто из тех, к кому я обращался с предложением поучаствовать в дежурстве на телефоне доверия, не отказались, несмотря на огромную загруженность и по службе, и по преподавательской, научной, административной работе.
— Как проходит ваше дежурство?
— Мы говорим с больными по сотовому телефону. Разговор длится порой больше часа. Звонок пациента поступает сначала в диспетчерскую, где его направляют к психологу службы, если психолог видит чувствует, что звонящий проявляет интерес к религиозной теме больному нужна духовная помощь, то он спрашивает его, не хочет ли он поговорить со священником? Если он согласен, то оператор и перенаправляет переводит звонок на сотовый телефон дежурного священника. Звонок может раздаться и в 3 часа ночи, например из Владивостока: ведь там уже день, и человек не думает в своем горе может забыть о том, что в Москве может быть ночь, к тому же он в состоянии шока. И это нормально: откашлялся, встал и беседуешь. Не скажешь же Нельзя смертельно больному человеку сказать: «Простите, у нас ночь, позвоните через несколько часов».
— Сколько звонков от онкологических больных вы приняли за тот год, как вы начали работать на телефоне доверия?
— Порядка нескольких десятков.
— Какие духовные проблемы прежде всего встают перед человеком, получившим страшный диагноз?
Почему человек, получивший диагноз «рак» звонит священнику?
-Для многих умирающих вопрос смерти упирается в «наличие» или «отсутствие» Бога: «Если есть Бог, то нет смерти. А если нет Бога, есть смерть и нет смысла жизни. »
. Перед лицом смерти Бог ближе, у пророка Давида читаем: «В скорби моей ко Господу воззвал». Когда человек здоровый, то он «естественный язычник», как писал Розанов.
Были случаи, когда психолог не мог помочь человеку, и надо было применить все средства, чтобы вывести человека из отчаяния, и он предлагал: «Может, поговорите со священником»? Больной соглашался и разговор продолжался. Если грамотно предложить это, то многие соглашаются. Люди обещали, что они придут в храм на исповедь и не будут кончать жизнь самоубийством.
Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Задача священника найти эти христианские элементы природы души собеседника и сказать ему необходимые слова., которые удержат человека от самоубийства. Сказать с уважением, даже с любовью, а иначе и не подействуют…
— Почему некоторые онкобольные хотят совершить самоубийство?
— Из-за невыносимой боли. В нашей стране никто не гарантирует снятия боли у умирающего пациента. «Бессмертные чиновники» ввели лимиты на применение обезболивающих средств. (Боятся развития наркомании). Когда психотерапевт профессор Андрей Владимирович Гнездилов, (который организовал организовавший хосписы в Петербурге и других городах), опросил врачей — онкологов одной клиники, что бы они сделали, если бы сами заболели раком, 70 % из них ответили, что они бы лечились бы до тех пор, пока помогали бы обезболивающие средства, а потом наложили бы на себя руки.
Связь рака и самоубийств
— Какие случаи для вас самые сложные?
— Суицидальные и психически больные. Есть один человек, от звонка которого меня трясти начинает. Он берет нервную систему и наматывает, как канат. Я проконсультировался у психологов и теперь, когда он звонит, я отвечу на его опасные вопросы, а когда вижу, что он начинает по кругу ходить, то говорю, как меня научили: «У нас еще пять минут, о чем мы с вами можем поговорить»?
— Суицидальные и раковые больные — это разные категории?
— В том, что и дело, что нет!
— То есть, у заболевших раком могут возникнуть мысли покончить с собой?
— Не просто мысли, а многие кончают с собой.
— Какой процент заболевших раком кончают жизнь самоубийством?
— Эта статистика скрывается, потому что если ее опубликовать, то может возникнуть возмущение в обществе, ведь тогда все увидят, насколько в России тяжела ситуация с помощью онкологическим больным.
Могу назвать цифры только по врачам. Это говорит о том, что проблема онкологических больных – довести их до границы жизни и смерти без отчаяния — это духовная проблема. Если врачи сами думают, что если «будет так плохо, то я терпеть не буду», то они не могут помочь и больным. Тут должны помогать священники, которые одни понимают, насколько тяжело будет, если убить себя и потом пойти на Суд Божий.
Духовная проблема
— Какие духовные проблемы прежде всего встают перед человеком, получившим страшный диагноз?
— Задача человека, который заболел неизлечимой болезнью — смиренно принять эту болезнь, стать милосердным, научиться любить и таким образом подготовить себя к вечной жизни, когда эта временная закончится. К этому выводу он приходит, когда читает Евангелие и узнает, что Господь Иисус Христос судит на Страшном суде не по тому, сколько раз он ходил в храм, а сколько он помогал ближнему. Это можно делать и в состоянии тяжелого заболевания. Среди больных есть такие яркие миссионеры, которые находятся в кругу таких же, как они смертельно больных, и говорят им об Иисусе Христе, о Церкви о таинствах.
Основная проблема в том, что делать, чтобы у человека не было паники перед лицом смерти. Не всегда эту задачу удается решить врачам или даже священникам, потому что иногда человек не желает выйти из состояния шока и смириться с мыслью о смерти.
Отношение к болезни проходит несколько этапов:
Период шока, ступора,отрицания
Период депрессии.
Период принятия.
Первый – шок и отрицание. Паника, человек не верит, что он заболел.
Второй – торг или агрессия. Когда анализы подтвердились, человек начинает торговаться: почему он заболел, а не другие, «Почему меня не услышал Бог?» он думает что он лучше других, больной начинает возмущаться, отвергать весь мир.
Третий — Компромисс. На этой стадии стремятся как Вы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
Четвертый – депрессия. Больные поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру У него нет резких высказываний, они замыкаются в себе и депрессия поедает их изнутри.
Пятый — примирение или адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть. В конце духовного пути происходит примирение со своей болезнью, человек понимает, что он умрет, но верит, что он будет жить вечно. Болезнь может на этом этапе стать богатейшим духовным опытом. Когда человек открывается страданию для очищения, болезнь, по словам А.В.Гнездилова, становится искуплением, а боль — предвестником какого-то нового, более возвышенного состояния.
Задача психологов и священников в том, чтобы больной человек вышел из состояния депрессии и пришел в такое состояние, когда он принимает мысль о том, что он умрет. Не клянет судьбу Бога, врачей, а когда он спокоен. Если это происходит, то наступает последний четвертый этап — принятие болезни. Тогда очень многие люди больные на последней стадии творят чудеса милосердия. Когда они осознают, что они умирают и смиряются с этим, то они начинают творить добро и у них начинается очень серьезный духовный рост. Вы помните Александра Стронина, прихожанина храма Николая в Кузнецах и храм Всемилостивого Спаса? Ведь скольким людям он помог в своей болезни! Он привел многих к вере, а скольких утешил. Человек смертельно больной, но он делал, то с чем здоровый бы даже не справился Такое не под силу даже здоровому человеку.
— Как священники решают эту духовную задачу?
Священник может предложить ему больному духовные средства, рассказать о Евангелии, о духовном значении болезни и страданий.
Не все люди желают говорить со священником, потому что у нецерковных верующих людей предложение поговорить со священником вызывает страх: «Все, меня уже хоронят». Такой психологический барьер есть и в отношении врачей: известно много случаев когда люди на ранних стадиях рака, когда еще можно вылечить рак, боялись идти к врачам из–за нежелания узнать свой диагноз. Другие не понимают, чем священник может помочь, при чем тут Церковь, ведь у меня болезнь в теле? Причина такого отношения — общая картина духовной неподготовленности в обществе.
— Чем отличается работа священника от работы психолога на телефоне доверия?
— У человека есть две природы: духовная и телесная. Духовная состоит, если можно так сказать, из собственно духовной и чувственной, душевной. Психологи обращаются к душевной природе человека. Если человек звонит и говорит, что он чувствует суицидальное желание, то психолог по инструкции должен удержать его в разговоре до 45 минут. Как правило в течении этого времени, когда идет спокойный разговор, с позитивной логикой, суицидальное мысли оставляют человека. Психолог просто ждет, когда пройдет это время.
Священник использует не психологический опыт, а духовный. Каждый человек знает, что у него есть душа, что она невидима и живет вечно, даже если он не верит в это Бога. Задача священника возбудить эти духовные переживания, чтобы он понял, что самоубийством не решит свои проблемы, не исцелит болезни, не избавится от боли, а только усугубит их. Чтобы он поверил, что, наоборот, нужно Помочь понять, что терпением можно спасти душу. Этими и другим словами Христа человека можно укрепить. Это Духовные средства могут подействовать раньше 45 минут, а гораздо быстрее, как только «нащупаешь» духовную сферу у человека. И человек не делает рокового шага в бездну.
— Опыт священников и психологов пересекается?
— Конечно, есть много общего. Мы часто проводим совместные семинары с психологами и они нам очень помогают, а мы им. У нас были семинары по работе с больными БАСТ (заболевание, при котором постепенно атрофируются мышцы и у человека не двигаются никакие члены тела, кроме глаз, но он продолжает жить годами. Если ему своевременно не поставить искусственную вентиляцию легких, то он начинает задыхаться и умирает в страшных страданиях. Когда врачи ставят этот диагноз, то стараются выписать человека, потому что заболевание неизлечимое, он может годами лежать в реанимации, но состояние будет ухудшаться.) Родственники должны принять решение ухаживать за такими больными и, возможно, не один год. Люди не двигаются, но продолжают жить. Я причащал таких больных. Одна женщина, дочь одной заболевшей, рассказывала мне, что врачи считают, что это не жизнь. «Почему это не жизнь, почему они считают, что человек живет, только когда ходит? А когда мыслит, чувствует, мечтает, когда он открывает для себя новые страницы духовного мира, разве он не живет!?», — восклицает она. Она мыслит совершенно по-христиански, потому что Церковь учит, что человек, пока живет, может развиваться как личность, если этого хочет.
Нам также очень помогает арсенал средств, которые наработали психологи.
— Что это за средства?
— Их много. К примеру, что делать, если человек звонит, плачет в трубку и не может остановиться. Тогда нужно предложить ему помощь: «Хотите, помогу вам успокоиться?». И когда он согласится, то задача не в том, чтобы отвлечь его от мыслей о горе, а просто попросить его особенно дышать: он должен на пять счетов вдохнуть и на пять выдохнуть. Эта дыхательная гимнастика помогает сбить его рыдание, и он начинает успокаиваться. Если этого не сделать, то можно полчаса слышать его рыдание и не иметь возможности что-то сказать, потому что он ничего не слышит и сам не может ничего сказать.
Если человек находится в тяжелом состоянии, то ним нельзя говорить быстро, резко. Очень важен тон, он должен быть спокойным и уверенным. Даже если человек находится в истерике, кричит, нужно терпеть. Я говорил с больной, которая была готова наложить на себя руки и у нее вылетали нецензурные слова. С простым человеком я в такой ситуации даже не стал бы говорить, но знал, что если я положу трубку, то она покончит с собой, поэтому я терпел это. Разговор получился: она пришла к тому выводу, который хотел от нее услышать, что надо позаботиться о душе и не совершать грех.
Нужна помощь в распространении информации о телефоне доверия
— По какому телефону больше звонят — по федеральному или московскому?
— По-разному бывает. Не знаю, от чего это зависит? Система звонков формируется случайно. Очень не хватает информационной поддержки. Люди не знают о существовании телефонов доверия, особенно в глубинке России, где не так распространен интернет, как в столицах. Бывает, выходит передача по телевидению или радио про телефон доверия, и люди начинают звонить.
Хотелось бы, чтобы люди видели наши объявления о предложении помощи. Нужна помощь профессионалов по проведении информационной компании, чтобы на специальных сайтах, в медицинских заведениях, повесить объявления о телефоне доверия. Тогда будет больше пользы от нашей работы. Но для оплаты их работы нужны деньги.
— Как на вас лично влияет, что вы сталкиваетесь с такой бездной боли?
— Да, священник сострадает больному и на исповеди, и по телефону (хотя в последнем случае это ограничено тем, что ты не видишь лица человека, его слез). Ты помогаешь ему тем, что жертвуешь своим временем, своим вниманием. Допустим, сегодня праздник, а тебе звонит смертельно больной. Если говорить с ним в том радостном тоне, в котором ты только что говорил с близкими, это может повредить общению, приходится отстраниться от радости, чтобы посочувствовать.
Здесь помогает самому вынести чужую боль только благодатная помощь Божия, так же как и на исповеди. В одиночку человек не может понести такое количество страданий или греха, а с Богом все возможно.
— В чем особенность разговора именно с раковыми больными?
— Человек, который смертельно болен, требует к себе особенного внимания. У нас в стране больной часто брошен. Тяжелые болезни лечатся большими деньгами. Даже простые обезболивающие могут стоить несколько тысяч долларов баснословно дорого. Люди в отчаянии: что делать, когда таких денег нет? Получается, что срок их жизни зависит от капитала. На телефоне есть юридический консультант, который объясняет, как обратиться в фонды или какие государственные программы помогут оплатить лечение.
Мы же говорим, что нет случайностей в нашей жизни, и что если случилось беда, то она может помочь вспомнить, что есть жизнь вечная, после этой жизни, что блаженны плачущие, ибо утешатся. Слова Христа о том, что есть награда на небесах, тем, кто претерпел до конца, помогают поддержать и утешить человека.
— То есть вы им говорите, прежде всего, о вечной жизни, даже если здесь им никто не поможет?
— Есть ситуации, в которой священник не может помочь, это работа других профессионалов. У них часто возникают мысли, что они никому не нужны. Мы должны помочь им понять, что если помощь не придет, или придет несвоевременно, то они все равно не брошенные люди. У них есть Отец Небесный, который не оставляет их в этой жизни и, если они понесут свою скорбь с верой, то у них будет награда и на небесах.
Круг любви
Цель всей жизни любого человека, не только попавшего в такую беду, как смертельная болезнь – научиться любить. Если человек понимает, что и здесь он может любить – и тех близких, которые жертвуют собой ради них, и тех незнакомых людей, которые начинают им помогать совершено бескорыстно, то душа его начинает оживать, несмотря на то, что тело постепенно угасает. Удивительно, как вокруг таких людей начинает образовываться круг любви, и они чувствуют любовь, о которой раньше даже не знали, существует ли она? Если возникает это благодатное состояние, когда человек начинает чувствовать любовь и Бога и людей, то можно сказать, что со своими задачами справились и психологи и священники.
Сегодня мне в третий раз звонила женщина, больная раком, и очень тепло отзывалась и о психологах и о священниках. Она начала ходить в храм и спрашивает, как сказать об этом ее дочке, потому что она совсем в храм не ходит. Мы договариваемся, что если дочь будет в Москве, я ней поговорю.
— Расскажите, пожалуйста, историю этой женщины?
— Нет, не могу, это принцип телефона доверия. Если больные узнают себя в рассказах прессе, то они обидятся перестанут доверять. Это как на проповеди после исповеди скажешь о каком-то грехе, которых сотни, а человек узнал себя и обиделся: «Вот про меня ведь говорит! Я сказал ему на исповеди об этом, а он говорит всему храму и все сейчас будут смотреть на меня». Могут даже на исповедь перестать ходить.
— Что вы считаете удачным разговором?
— Удача, если человек после разговора идет в храм и приступает к таинствам. Неудача, если он никаких попыток не делает.
— Какое у вас соотношение удачных и неудачных разговоров?
— Совсем неудачных — единицы. Поэтому я и продолжаю заниматься этим трудом, что видны результаты. Мы с ними договорились, что они пойдут в храм, а как дальше было, это одному Богу известно.
Вячеслав Янстон: В результате болезни люди обращаются к религии
Психолог Вячеслав ЯНСТОН, работающий на телефонной линии психологической помощи онкологическим пациентам и их родственникам, также ответил на вопросы Правмира.
— Сколько лет работает телефонная линия психологической помощи онкологическим пациентам, и сколько пациентов вам позвонило за это время?
— Телефон доверия работает уже более четырех лет, за это время к нам обратилось около 27 000 человек.
— Как давно у пациентов появилась возможность поговорить с православным священником?
— Ровно год назад, прошлой весной.
— Какой процент людей звонящих вам интересуются вопросами религии и христианства?
— Около трети пациентов. Мы всем людям, проявившим интерес к религии, говорим о возможности напрямую связаться со священником, чтобы он ответил на вопросы о духовной жизни. Такой возможностью пользуются примерно 10 процентов, не более.
— Люди, которые вам звонят и говорят о Боге, к каким конфессиям христианства или религиям принадлежат?
— Вы знаете, по моему опыту, это только православное христианство, о других религиях я не помню, чтобы кто-то меня спрашивал.
— Как у человека возникает интерес к вере и к христианству, по Вашим наблюдениям?
— В результате неизлечимой болезни у людей действительно появляются вопросы о смысле жизни, и многие ищут ответы на них в религии. Правда, большинство вопросов связанных с обрядами, канонами и правилами Церкви. Но многие признают, что когда они заболели, то больше стали думать о религии и о вере.
Одна пациентка сказала, что ей стыдно в этом признаться, но она пошла в Церковь, когда поняла, что ее болезнь неизлечима, и она находится в терминальной стадии.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ:
Всероссийский бесплатный круглосуточный телефон психологической помощи онкологическим больным и их близким, телефон — 8 800 100 0191.
• Портал для пациентов, их родственников и близких: www.help-patient.ru
• Общероссийское общественное объединение родственников больных инсультом: http://orbifond.ru
• Сообщество взаимной поддержки людей, столкнувшихся с онкологическими заболеваниями, а также их родных и близких: http://community.livejournal.com/ru_cancer
• «Второе мнение» – уникальный медицинский портал, который позволяет подтвердить или уточнить диагноз у ведущих врачей России и мира: http://tmdoctor.ru
• «О наболевшем» – терапевтическая группа поддержки для родственников пациентов с тяжелыми соматическими заболеваниями, Москва, т. 8 800 100 0191.
• Психотерапевтическая группа «Для родственников, ухаживающих за тяжелобольными и пожилыми людьми с расстройствами сознания», Санкт-Петербург, т. 8 (812) 309 4849, 309 4899.
Статистика
По данным МАИР (Международного агентства по изучению рака) каждый год во всем мире раком заболевает около 10 млн. человек, и 8 млн. умирает.
В России ежегодно выявляется около 450 тысяч новых онкологических больных, рак ежегодно уносит жизни более 300 тысяч пациентов. Сейчас на учете с различными онкологическими заболеваниями стоит около 2,5 миллионов россиян.
С 1997 по 2007 год прирост числа заболевших составил 13 %. Больше всего – на 123% – увеличился прирост заболевших раком предстательной железы, на 56% – раком щитовидной железы. Зато почти на 18% снизилась заболеваемость раком желудка, на 12,6% – пищевода и на 12,9% – легкого. Смертность от онкозаболеваний за это время снизилась среди мужчин с 210,7 человек на 100 000 населения до 187,4, а среди женщин – с 99,7 до 94,8, в основном благодаря развитию новых методов лечения.
В мире пятилетняя выживаемость онкологических больных составляет во Франции 57,9%, в США – 62%. В России она не достигает и 43%. Это самый низкий показатель в Европе. Аппаратов лучевой терапии в России насчитывается всего 70, а в США – около 3 тысяч.
Примечание:
* Заболевание, при котором постепенно атрофируются мышцы, и у человека не двигаются никакие члены тела, кроме глаз, но он продолжает жить годами. Если ему своевременно не поставить искусственную вентиляцию легких, то он начинает задыхаться и умирает в страшных страданиях. Когда врачи ставят этот диагноз, то стараются выписать человека, потому что заболевание неизлечимое, он может годами лежать в реанимации, но состояние будет ухудшаться.