По пути смирения

      «Лествица Божественного восхождения»,написана по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря, располагавшегося в 30 км от Синая на берегу Суэцкого залива, адресована братии. Сочинение известно также под названием «Лествица рая» . Название «Лествица» изъясняет планы Иоанна Лествичника относительно структуры сочинения и приводится им в эпилоге, где восхождение по «умопостигаемой лествице» понимается как возрастание «в меру возраста исполнения Христова» Возможно, что сам Синаит озаглавил сочинение как «Подвижническое слово» Некоторые современные патрологи полагают, что в древности произведение носило наименование «Духовные скрижали»,основываясь отчасти на рукописной традиции и на соответствующих выражениях из послания Иоанна Раифского, который, согласно Житию Иоанна Лествичника, «убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали.

 «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые 3 главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира,о разрыве с мирскими пристрастиями и о добровольном изгнанничестве. В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4-7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), которое постепенно должно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8-23: гнев, уныние, чревоугодие, гордость и др.), с которыми ему подобает сражаться. Плодом успешной борьбы Иоанн Лествичник называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), которые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). У духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней — любовь, тогда, по словам преподобного, «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума». сайт азбука.ру

 

                                 

            Храм прп. Иоанна Лествичника рядом с его пещерой. Синай, Египет

      Помимо молитвенных трудов днем он обрабатывал огород, а по вечерам и ночью «сочинял книги, это упражнение служило ему единственным средством против уныния». Здесь, вполне предаваясь отшельнической жизни, «он был снедаем рачением и огнем божественной любви».

источник сайт Седмица. ру