Наши корни
Представьте себе, что ваш сын или племянник, попросил вас принять участие в постановке школьного спектакля, например, сказки «Гуси-лебеди». Вам досталась важная и ответственная роль яблони. И хотя костюм для вас еще не сшит, вы, чтобы не ударить в грязь лицом на генеральной репетиции, решили порепетировать дома. Становитесь посреди комнаты, ноги на ширине плеч, руки в стороны и… вживаетесь в образ. Вы чувствуете, как шелестят ваши пальцы-листья… стоп! Чего-то не хватает. Может быть? Вы бежите к холодильнику, достаете, два красных яблока, возвращаетесь в комнату и застываете в позе яблони. Опять вживаетесь в образ. И только ощутили дуновение ветерка, как в коридоре зазвонил телефон. Идете к телефону и, кратко ответив на вопросы сослуживца, возвращаетесь в комнату, на то же место и снова хотите приступить к репетиции. Но в голове возникает вопрос: «Почему я все время становлюсь на одно место?». И вас осеняет удивительная догадка: «Я пустил корни!». Великолепно! Вы становитесь профи! И вот вы яблоня. В руках у вас по яблоку, а под ногами невидимые корни. Ни кто не увидит их. Но вы-то яблоня, вы-то знаете, что эти корни есть. Знаете, что именно они питают вас и доставляют вам Богом данные соки, воды. Именно благодаря корням так задорно шелестят ваши пальцы-листья. Просто в начале репетиции вы не знали о них, а может просто забыли.
Любить свое
В жизни у каждого из нас, как и у дерева, есть корни. Это наши родители, бабушки, дедушки и пра-пра-прародители. Благодаря им мы появились на свет. Помним ли мы о них? Заботимся ли с должным уважением и почитанием? Знаем ли историю своего рода, имена жизненные истории умерших родственников? Это вопросы не только для пробуждения совести. Это вопросы не только духовного здоровья, так как «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…». Это вопросы нашей выживаемости. Это вопросы возможности психологической сопротивляемости трудностям жизни. Если мы забыли о своих корнях, значит, мы не научились на них опираться. Они не доставят нам соки и воды, данные Богом нашему роду. У нас нет опоры и мы засохнем и упадем. Мы становимся перекати-полем, гонимым ветром и жадно ищущим любви. Но кто нам ее даст? Ведь то, что нам было дано Богом, мы забыли, а иногда и сознательно отвергли. А любить нужно свое. Ведь чужие корни нас не накормят.
Отцы и дети
Тенденции современного мира все более и более разъединяют поколения. У кого-то родители остались в селе, и о них предпочли забыть. Кто-то женился, купил квартиру на другом конце города и никак не доедет в гости. Кто-то пришел в Церковь и теперь не общается с мамой живущей в соседней комнате, потому что она смотрит телевизор и не постится. Кто-то стесняется отца и предпочитает не показываться с ним на людях, ведь он все деньги и силы тратит на детей, а сам «просто отстой». Кто-то не хочет поминать своих умерших родителей, потому что они хоть и были крещены, но в церковь не ходили. Кто-то делает это по нерадению. Что это за процессы? Как они называются? Это процессы прямого отторжения своих корней. Здоровы ли эти процессы? К чему они приведут? К духовному и психологическому обнищанию.
На кого нам опереться?
Корни дерева находятся буквально under ground. Туда под землю, уходят и тела наших предков: «… ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3; 19). Мы молимся за их души, и иногда у нас есть надежда, что они смогут помолиться за нас перед престолом Божиим. И даже если такой надежды нет, когда мы молимся за умерших родственников, мы проявляем заботу о них и о себе. Такая молитва укрепляет нас духовно и психологически. Когда мы пишем длинный перечень имен, давайте осознаем, что это имена людей, которые жили, боролись с трудными обстоятельствами, воевали, терпели скорби, растили детей и надеялись, верили, в продолжение своего рода. То есть они, собирали соки, семейное здоровье, традиции, привычки, любовь, которыми мы теперь питаемся. Целый род надеялся и верил в наше появление. Целый род работал для того, что мы появились на свет. Благодарность и память о своем роде дает нам поддержку и опору, ведь функция корней, еще и в этом. Нас ждали на этой земле.
К сожалению, иногда, мама может быть не рада своей беременности. Этот период она переносит с внутренним унынием, тревогой: что будет дальше, как сложатся обстоятельства. На душу ребенка это ложиться тяжелым грузом. Уже в утробе ребенок усваивает недоверие к миру, он усваивает, что его там не ждут, ему не рады. И вот осознание того, что мы все на этой земле по Божьей воле, осознание того, что у нас есть бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки, которые жаждали продолжение своей фамилии, готовили почву для нашего появления на свет — способно уменьшить нанесенную травму. Просто скажите себе «Мне есть место в этом мире. Бог дал мне место в этом мире. Мои предки готовили мне место в этом мире». Ребенку, желанному и окруженному родительской любовью сказать это будет не трудно. Но если было иначе, эта фраза дается с трудом. Но об этом нужно напоминать себе. Травма отвержения, нанесенная в детстве, исцеляется долго. Но Церковь, это именно то место, где лечатся наши болезни. А концентрируя наше внимание на Божией любви к нам и любви наших родных, мы поможем своему выздоровлению. Чувство опоры — вот то чувство, которого так не хватает нашему современнику. Но причина и в нас — мы в праве опираться на свои корни. Надо просто принять их.
Опыт прощения и любви
А что же делать, если корни уже начали засыхать. Если забыты семейные праздники, спрятаны детские фотографии. Давайте учиться прощать. Сохранила ли ваша мама для вас детские вещи: игрушки, одежду? Может это будут фотографии. Найдите эти вещи, пересмотрите, вспомните. Какие переживания приходят в ваше сердце? Вспомните, как вы были маленьким и беззащитным, а папа и мама были самыми сильными и лучшими людьми на земле. Эрик Берн писал, что для бессознательного всех детей мама добродетельная, а папа сильный. Вещи из детства помогут вам вспомнить это и открыть в вашей душе спящие силы любви, принятия и прощения. Один известных психолог утверждал, что его опыт показывает, что в поступках и мыслях лучше исходить из любви, чем из ненависти. Он не был церковным человеком, но его слова еще раз свидетельствуют о том, что нет на земле другого опыта здоровой и счастливой жизни, чем тот, который предлагает человеку христианство. Источник