Герои вчерашних дней?

Российские вузы ежегодно выпускают около 200 тысяч инженеров. Эта цифра была оглашена на совещании по вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров, проведённом в марте президентом Д.А. Медведевым. Президент даже удивился: «Цифра немаленькая, я, откровенно говоря, думал, что мы меньше инженеров выпускаем…»

Его удивление можно понять. В советскую эпоху слово «инженер» звучало гордо. Получив диплом технического вуза, человек автоматически зачислялся в ряды интеллигенции, даже если испытывал трудности с русским языком и общей культурой. Правда, позже укрепилось мнение, что для выхода «в люди» нужна вовсе не «корочка», а кое-что другое. Помните неподражаемое райкинское: «Товаровэд, как простой инженер…» Жалованье технической интеллигенции росло в разы медленнее, чем астрономические доходы тех, кто «сидел на дефиците». И престиж профессии стал постепенно падать.

А в 90-е годы, после развала национальной промышленности и оборонного комплекса, профессия стала и вовсе чахнуть. Звание инженера, отягощённое бессмысленным просиживанием долгих часов в конторах, приравнивалось к статусу неудачника. Многочисленный отряд «технарей» чуть ли не целыми цехами и конструкторскими бюро уходил в челноки, вставал за прилавки, становился удобрением для первых робких ростков неумелого капитализма. Приём в технические вузы начал катастрофически падать, зато выросло число юристов и специалистов по ценным бумагам…

И только недавно наше руководство осознало, что без специалистов в технических областях никакая модернизация просто невозможна. Нельзя освоить высокотехнологичное оборудование, не имея специалистов по его эксплуатации. Конечно, они есть, но их средний возраст на многих предприятиях составляет 70 лет, а некоторые опытные конструктора мобилизуются на работу даже в 78. Где же молодёжь, все эти мифические 200 тысяч? По мнению заместителя спикера Госдумы РФ Светланы Журовой, основная причина нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в развивающийся российский рынок – именно нехватка специалистов технического профиля. Иностранным специалистам просто не с кем работать. Прошли те времена, когда высшее образование у молодёжи считалось «немодным». Однако теперь его надо ухитриться получить так, чтобы оно было универсальным, то есть стать специалистом «околовсяческих наук». Тогда можно пристроиться в любую отрасль, лучше всего – где-нибудь на Западе. Какой тут патриотизм, если в народе ходит обидный анекдот: обезьянка в Сочинском зоопарке в туристский сезон зарабатывает больше, чем российский инженер за весь год…

На парламентских слушаниях «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России», прошедших в мае, говорилось о том, что самых лучших специалистов готовят в тех вузах, где за время многочисленных кризисов не прервалась связь между производством и обучением. Где производство пускает корни во всей системе школьного образования начиная с младших классов. Игорь Фёдоров, президент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, говорил о необходимости наладить прочную связь этих «трёх китов» – науки, производства и образования. Нужно создание базовых кафедр и научных лабораторий в вузах, приглашение представителей производства в вузы для чтения лекций, прохождение практики и выполнение курсовых проектов на предприятии. Эта связь позволит решать проблемы трудоустройства, заработной платы (поскольку выращенные на собственных «грядках» специалисты ценятся дороже), подготовки за четыре года бакалавриата инженеров-эксплуатационников, обученных работать на конкретном оборудовании, для нужд конкретного производства.

– Проблема в том, что качество школьного образования снижается, особенно хромает математическая подготовка, – сказал Игорь Борисович. – Мы вынуждены подтягивать студентов по базовым дисциплинам, например, по элементарной математике. Здесь нам могут помочь школьные олимпиады наподобие «Шага в будущее», которую проводит МГТУ им. Баумана и в работе жюри которой обязательно участвуют вузовские преподаватели. И конечно, нужно активнее вести профориентацию в школах.

В самих вузах подчас трудно вести научно-исследовательскую работу, поскольку для неё требуется дорогое оборудование. А где его взять? Приходится зарабатывать самим за счёт внебюджетных средств. Раньше профильные предприятия оказывали помощь в пополнении технической базы, теперь приходится платить налог на прибыль, даже если оборудование идёт на учебные нужды. Когда-то базой отечественной науки была аспирантура – многие диссертации отличались высоким качеством и имели практическое применение. Теперь только 25% молодых учёных успевают закончить свои изыскания за положенные три года. Чтобы написать диссертацию, требуются не только финансовые возможности, но и время для проведения научного эксперимента, обработки его итогов и внедрения результатов в производство. Специальным указом Министерство образования и науки РФ увеличило срок сдачи работ до 5 лет. Но хватит ли этого времени для решения проблемы?

Говорилось и о падении престижа, имиджа профессии, уважения к инженерному труду в обществе. Виной тому не только низкие зарплаты, но и отсутствие интереса деятелей культуры к техническим профессиям. Давно не выпускаются фильмы и книги на производственные темы, где герои – не звёзды шоу-бизнеса и «большого» бизнеса, а рядовые инженеры.

Статс-секретарь Минобрнауки РФ Игорь Реморенко вспомнил о былой популярности научной фантастики в нашей стране. «По словам братьев Стругацких, утрата интереса к фантастике – это утрата интереса к своему будущему, – сказал он. – В основе космических аппаратов, бороздящих просторы Вселенной, лежит труд многочисленной гвардии инженерно-технических кадров. Вот и нужно снимать кино не конкретно про инженера, а про будущее, основу которого закладывают инженеры».

Игорь Михайлович пообещал, что вскоре финансирование подготовки инженера повысится почти в два раза – с 67 тыс. до 112 тыс. рублей. Но этого мало. Участники слушаний порекомендовали правительству России рассмотреть вопрос о разработке государственной программы по созданию систем многоуровневого непрерывного образования, воспроизводства и обновления кадрового потенциала, государственной поддержки вузов, внедряющих инженерное инновационное образование. Источник