Академия Поп-Арт

А вот интересно, почему сельский батюшка, никогда не бывавший в опере и слушающий её впервые, может судить о ней более здраво, чем изысканный музыковед? Потому что у батюшки неиспорченный вкус и он, слава Богу, знать не знает про всякие авангардизмы всяких творческих изысканий. Потому что «Херувимская», «Святый Боже», «Ныне отпущаеши», любые православные церковные распевы настолько чисты, возвышенны, молитвенны, что, привыкнув к ним, ощущая их частью души, уже легко отличаешь подлинное искусство от искусственного.

Далее. Специалисты по фальшивомонетчикам скажут, что совершенно бесполезно изучать всё новые и новые средства и методы изготовления фальшивок. За мошенниками не угнаться. Надо досконально знать подлинные ассигнации, ценные бумаги и тогда опять же легко видеть разницу меж подделкой и подлинностью.

Всё сказанное имеет отношение к новости — в Московской духовной академии открылся Арт-клуб. Благая вроде бы цель — священники должны знать интересы молодёжи, идти к ней, уже зная, о чём говорить. И что это, якобы, повысит авторитет батюшек. Это мнение или наивное, или преднамеренно вредное. На мотоциклах батюшки уже ездили, на эстрадные концерты ходили. Это нравилось молодёжи: священники с ними! Молодёжь ещё сильнее начинала кричать, энергичнее жевать и размахивать пламенем зажигалок. И что — молодёжь хлынула в церковь? 

Зачем познавать нравы мира, когда мы и так знаем, что «мир во зле лежит». Наши студенты Академии — будущие пастыри, воины Христовы. Кто побеждает мир? «рождённый от Бога… и сия есть победа победившая мир, вера наша» (! Ин. 5 — 4). Вот этому и учить. А приглашать не скоропреходящих знаменитостей, а тех, на ком Россия держится, например, учителей Шестой роты псковских десантников.

Очень досадно, что организаторы этого «арта» до обидного походят на протестантов, которые думали втащить молодёжь в храмы, делая там представления, и что? Не увеличилось, а уменьшилось число прихожан. А уважение к священникам упало.

И правильно — зачем приседать перед пороком? И таковым является порок рок-музыки. Да и какая это музыка, музыка — это мелодия, мелос, а тут только децибелы и приказной командный ритм, от которого балдеют. Причём, балдеют без кавычек. Сбыт наркоты на рок-концертах увеличивается. Спросите у полицейских.

Скажут, ну, а как же Б.Г? Борис Гребенщиков? Его и зовут «БоГ», вот как фанаты его возносят. Он-то разве не исключение? Нет, не исключение. Спасибо, матом не кроет со сцены, но и Богу не служит. А не служит Богу, кому тогда служит? Да и тексты-то простенькие: «Прекрасна ты, достаточен я, сейчас мы будем пить чай». Есть и псевдозначительное: «Серебро господа моего выше слов, выше звёзд, вровень с моей тоской». В таком тексте имя Господа с большой буквы не напишешь. Но может певец не знает, о чём петь? Он же сам заявляет: «Мы всё поём о себе, о чём же ещё нам петь?»

Вполне могут быть обижены поклонники БГ. Надеюсь, это ищущие, но невоцерковлённые люди. Они заполняют интеллектом тоску души по духовности. Ведь и философией начинают заниматься от того же. Но душе мало просто песен и просто знаний.

Идущий в храм не свернёт на рок-концерт. В Первом послании ап. Иоанна сказано студентам: «Дети, храните себя от идолов!» А сколько их было, и все они внедрялись в умы молодёжи специально. Вспомним «татушек», славящих лесбиянство. Они за границей где-то на каком-то концерте получили первое место. Как же кудахтало наше телевидение — Россию славят! А они её развращали. Украинский президент Ющенко пошёл ещё дальше, пригласил певца Элтона Джонса в Киев с «женой», мужчиной, вывел их к толпе на Крещатик. Крещатик! И над ним «семья» — два гомосексуалиста и гордый президент — осчастливил матерь городов.

Но любого кумира смоет временем. Сегодня БГ, завтра ГБ, молодёжь на месте не топчется. А кумиры состарятся вместе с поклонниками. Уж если такие вчерашние кумиры, как Вертинский, Лещенко (не нынешний), Шульженко, Утёсов, другие, забыты, что говорить о сегодняшних. У тех слава была на десять порядков выше, чем у любого нынешнего.

Кто спорит, кому-то и Виктор Цой был и остаётся иконой, и Игорь Тальков. Но и они, вожди только эстрадные, но не духовные. «Когда-нибудь через тысячу веков я обязательно вернусь, но не в страну дураков, а гениев», это как понимать? Темы песен всё те же: «Перемен, мы ждём перемен», «Легко ли быть молодым»… Враг спасения очень сильно использует склонность молодёжи к недовольству жизнью, на этом чувстве построены все заигрывания с молодой аудиторией. У неё нет настоящего дела, она не уверена в будущем, и это не её вина, вина демократии, которая, по словам святого праведного Иоанна Кронштадского, может быть только в аду. Как жить, когда всё святое оплёвывается, кругом воровство, история оболгана? Трудно, конечно. Но есть же, не выдумана же Святая Русь, есть малое стадо Христово, плывёт по волнам житейского моря Корабль спасения, чего ещё надо для радости? У Бога нет смерти. Говорит эстрада об этом? Да нет, на эстраде всё никак не завянет «миллион алых роз», да пошляки «Аншлага» кривляются под слова: «Разве я наставлю пушку на свою жену хохлушку»?

Следуя логике организаторов Арт-клуба, надо раздвигать познавательные горизонты батюшек и в других областях. Например, спросим: у нас есть такое явление, как проституция? Не просто есть, оно растёт. Тогда надо пригласить в Академию Ксюшу Собчак, она будет знакомить студентов с нравами обычных проституток, а Жириновский расскажет о политических. Далее: надо и воров в законе не забыть, надо и напёрсточников позвать, чтобы в будущем поведать прихожанам о тех, кто может их обидеть и обмануть. И не забыть уважить умников Гельмана, Швондеровича и Сванидзе, у них тоже богатый опыт издевательства над Россией, тоже надо знать.

Конечно, благое дело — знакомить студентов с современностью, но зачем для этого создавать общество с такой собачьей кличкой Арт-клуб. Ведь и само слово клуб опять же завезённое, да и происходит от английского — клаббер (дубинка). При нашем богатстве бежать за опытом к тем, у кого вместо соборности саммиты да симпозиумы? Чему они могут научить? Как венчать гомосексуалистов? Как бомбить мирное население, да ещё и одобрять это?

Что-то тревожное в самом факте создания этого Арта. Святые врата Академии распахиваются для чего, для кого? И, главное, зачем? А это уже вопрос не к студентам, а к пастырям.

Владимир Крупин, секретарь Союза писателей России

источник