Катехизация:мечты и реальность
«Сегодня вроде какой-то праздник», «Где ставят свечки за упокой?» — подобные высказывания часто можно услышать в храме. Множество людей не хотят узнавать о своей вере ничего, кроме кратких ответов на такие «прикладные» вопросы. И если на вопрос, кто виноват, ответить просто — церковная политика Синодального периода, десятилетия безбожия, постперестроечная «мода» на церковность, — то на вопрос, что делать, нет однозначного ответа. Но ясно — перемены необходимы.
Заплати — и лети
Как-то знакомый священник жаловался: приходят люди креститься, им говорят, что надо походить на катехизические беседы, а они отвечают: «Да не пудрите мне мозги! Я пойду в другой храм, там меня сразу покрестят». Слово «покреститься» я услышала впервые еще в 1980?е, оно мне показалось похожим на «помыться» или «побриться», то есть отношение людей к Таинству схоже с отношением к пусть важным, но исключительно «телесным» бытовым действиям.
Заведующий сектором образовательной деятельности на приходах Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов считает, что проблема эта — двусторонняя:
— Святейший Патриарх Кирилл постоянно призывает не крестить без оглашения, а до него на эту тему говорил покойный Патриарх Алексий, плюс вся традиция Церкви в период своего становления и развития уделяла этому много внимания: святоотеческие труды IV, V, IX веков нередко представляют собой огласительные беседы с желающими креститься. В Синодальный период считалось, что у нас нет людей, которых нужно катехизировать: у христиан рождались дети, которым родные просто передавали свой опыт веры. В условном смысле катехизацией были уроки Закона Божия. Я не буду говорить, насколько это было эффективно тогда, но сейчас очевидно, что катехизация нужна, иначе мы будет порождать крещеных язычников.
Почему же так торопятся те, кто хочет поскорее «покреститься»? Очевидно, что они мало думают о вере, считают крещение неким магическим обрядом, после которого не будут болеть, наступит успех в делах.., а это — самое настоящее язычество.
— Отношение современного человека ко всему, что его окружает, по принципу «заплати — и лети», к сожалению, переходит и на Церковь, — продолжает отец Димитрий. — Даже некоторые священники считают, что катехизация не нужна, мне приходилось слышать высказывания: «Русское сердце само себя катехизирует». Священнослужители частенько забывают об ответственности перед Богом за то, что они совершают крещение, сознательно отказываясь от катехизации. Мы должны встретить приходящих к Богу людей, должны помочь всем им, какими бы ни были их первоначальные побуждения, сформировать правильный подход, обеспечить правильное вхождение в Церковь. В противном случае мы не приобретем новых членов Церкви. Ведь по статистике около 80% россиян называют себя православными, и только 60% говорят, что они верят в Бога!..
Кто? Где? Когда?
В некоторых храмах говорят: «У нас нет катехизических бесед, потому что нет помещения». Действительно, не каждый храм имеет приходской дом. Но это тоже не может служить отказом от катехизации, считает отец Димитрий:
— Церковь не может существовать без Евхаристии, даже если храм организуют в бывшем магазине, то оборудуют алтарь, делают иконостас из фанеры, и т. д. Так же и с катехизацией: в самом храме после службы можно поставить скамеечки — и пожалуйста! Так делают, например, в Благовещенском храме на Приморском проспекте, на подворье Тихвинского Успенского монастыря на Дегтярной улице. Но есть другая проблема: кто будет катехизировать? В нашей епархии есть курсы, и в этом году одним из направлений станет именно подготовка катехизаторов. Если священник на приходе один, понятно, что он очень занят, но можно, помолившись, попросить у Бога найти хорошего мирянина, который смог бы этим заняться. В будущем мы хотим организовать хотя бы по одному катехизационному центру на каждое благочиние.
Другая причина отказа от проведения катехизации — отсутствие желающих обучаться.
— Многие люди отказываются приходить на катехизические беседы, мотивируя это тем, что очень заняты, — продолжает отец Димитрий. — Тогда мы им дарим Священное Писание и просим прочитать хотя бы самое короткое Евангелие — от Марка, даем книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Во что верят православные» и снабжаем аудиокнигами с Евангелием и огласительными беседами. Компьютер сейчас дома практически у каждого, и в каждой машине есть магнитола: стоя в пробках, можно узнать много полезного. А потом, прочитав все это и прослушав, можно прийти и еще раз побеседовать.
В некоторых приходах нет катехизических бесед как таковых, но прийти с улицы «покреститься» нельзя: каждому священник назначает время для беседы.
— Индивидуальная беседа — один из возможных вариантов, — соглашается отец Димитрий. — Как человека встречают в церкви — это очень-очень важно. Я знаю случаи, когда люди, которым отказывали в «немедленном» крещении, приходили к вере. Ведь бывает, что человека направляет креститься даже экстрасенс. Или, например, кого-то приглашают шафером на венчание, но предупреждают, что некрещеный не может держать венец. Конечно, крестить по таким мотивам, ничего не объясняя, значит не приобрести нового члена Церкви, а потерять. Главное — сформулировать отказ тактично, грамотно. Тогда человек задумывается, проникается серьезным отношением к Церкви как к институту. Мне приходилось слышать: «Если бы меня сразу крестили, я бы остался таким, как есть, но теперь я многое пересмотрел».
Три беседы или три года?
В древней Церкви катехизации уделялось огромное значение: несмотря на гонения на христиан, три года желающий принять крещение ходил в оглашенных. На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь». При этом, наверное, нет нужды всем, кто в свое время не посещал катехизические беседы, проходить их сейчас: ведь многие люди активно занимались самообразованием, посещали Православный народный университет, различные богословские курсы. Но основная масса крещеных людей познанием своей религии не интересуется совершенно.
— Сейчас мы должны катехизировать не только тех, кто не крещен, но и тех, кто не воцерковлен. Можно приглашать на катехизацию в большие праздники, когда в храм приходит много людей. В нашем храме программа состоит из пяти бесед, — рассказывает отец Димитрий. — Первая беседа — об источниках нашего знания о Боге, о том, что такое вера. Следующие встречи посвящены Священной истории: Ветхий и Новый Завет, необходимость Церкви. Отдельная встреча посвящена вопросам нравственности, почему необходимы молитва, пост. Все это преподается в живой форме, понятным языком, с ориентацией на людей, не очень знакомых с церковной терминологией.
— В семинарии я писал дипломную работу, посвященную катехизации, — делится своим опытом проведения катехизических бесед настоятель Никольского храма в Шлиссельбурге протоиерей Евгений Горячев. — Конечно, я очень хотел применить свои знания на практике. Это началось в 1994 году, я не был настоятелем, поэтому мог только попросить благословения у своего настоятеля. Его согласие было на минимальную катехизацию: три беседы, не больше. Я решил использовать слова Спасителя «Я есмь путь и истина и жизнь». Первая беседа была посвящена истине, то есть разговору о том, что такое вера. Вторая — пути, дороге к истине, то есть молитве, посту. Третья — жизни, свидетельству о тех, кто в Церкви прожил прекрасную жизнь, о святых и подвижниках, это своего рода практическое благочестие. Обычно настоятели не против таких бесед, если человек согласен. Хотят — катехизируйте, требуют крещения без катехизации — надо их крестить. Это мне напоминает эпизод из романа «12 стульев»: Остап Бендер строго спрашивал билеты, но если не давали, пропускал и так. И условие крестить ребенка без всякой подготовки выглядит непоследовательным: ребенок вырастет, а христианского воспитания не получит. Но приходилось делать, что разрешали…
Как только я стал настоятелем, смог изменить существующие порядки. В нашем храме никогда не крестят без оглашения. Если человек прибегает и говорит: «Завт-ра уезжаю в отпуск» или «Завтра ухожу в армию», я даю ему Евангелие и говорю: «Читайте, вернетесь — поговорим». Детей крестим только через катехизацию родителей и крестных. Но, к сожалению, не удалось уйти от практики трех бесед. Чтобы вводить длительную катехизацию, нужен общецерковный документ, и я верю, что вскоре он будет разработан.
Если катехизация короткая, наступает заезженность — знаешь каждое слово, надоедаешь сам себе; длительная катехизация — спасение от этого. Мне кажется, оптимальный срок оглашения — год. Этот год можно разделить на три периода: от Рождества до Пасхи, от Пасхи до Успения, от Успения до Рождества с крещением в Рождество. Будущее — за длительной катехизацией.
Татьяна Кириллина