В поисках исчезнувшего Ковчега Завета: часть 2
Пятница, тринадцатое, и рыцари-тамплиеры
Наверное, многие встречались с тем, что наши современники тринадцатое число, приходящееся на пятницу, по суеверию облекают какой-то тёмной мистикой. Именно в ночь с четверга на пятницу 13 октября 1307 г. по приказу французского монарха Филиппа Красивого в самой Франции в результате карательной экспедиции были арестованы около 15 тысяч членов ордена тамплиеров. Одновременно преследования тамплиеров развернулись почти во всех европейских странах. Эта грандиозная единовременная акция до сих пор вызывает недоумение ряда историков. Что спровоцировало эти репрессии?
Израильский учёный-публицист Рафаил Нудельман в своей книге «Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий» впервые предложил связать эти события с Ковчегом Завета.
В 1306 г., через год после избрания папы Климента V и ровно за год до разгрома ордена тамплиеров, к папе в Авиньон во Францию (знаменитое «авиньонское пленение пап») прибыла высокопоставленная делегация, направленная эфиопским монархом Ведодом Арадом.
Немного предыстории. В середине XII века на эфиопский христианский престол не без помощи тамплиеров взошёл Лалибела. В благодарность за содействие он разрешил тамплиерам остаться в Эфиопии. Но в 1270 г. династия Загве уступила место монархам династии Соломонидов. Именно в этот период была записана «Кебра Негест», в которой утверждается, что новая династия, ведущая начало от Менелика, сына Соломона, и является хранительницей великого Ковчега. Монархи новой династии проявляли враждебность ко всему, что связано с царями династии Загве, в том числе и к тамплиерам, которые перенесли свои поиски Ковчега Завета из недр Храмовой горы в Эфиопию.
Создание ордена тамплиеров восходит к 1119 г., когда государство крестоносцев Иерусалимское Королевство возглавлял король Болдуин. Именно в это время в Иерусалим прибыли девять французских аристократов и попросили разрешения основать «Братство бедных рыцарей Христовых и Соломонова Храма», в просторечье — храмовников или тамплиеров. Тамплиеры заявили, что их главной задачей будет охрана дороги Яффо-Иерусалим, по которой прибывают паломники, от нападений арабских отрядов. Но на самом деле охраной они не занимались — эту службу несли воины-рыцари из ордена иоаннитов. Тамплиеры весь период пребывания в Святой Земле что-то искали в недрах Храмовой горы. Спустя 800 лет израильские археологи обнаружили пробитый ими туннель, уходивший под основание мечети Аль-Акса, туда, где в Соломоновы времена находилось основание Первого Храма.
Если тамплиеры действительно появились в Эфиопии, значит, их поисковые экспедиции в Святой Земле не увенчались успехом. Очевидно, в африканской стране их привлекал именно Ковчег.
По мнению Р. Нудельмана, опасения Соломонидов, что Ковчег рано или поздно будет увезён тамплиерами в Европу, подтолкнули их спешно отправить делегацию к европейским монархам и папе и предупредить, каким могуществом будут обладать тамплиеры, если овладеют Ковчегом Завета. Тот факт, что тамплиеры претендуют на владычество в Европе, и подтолкнул Филиппа Красивого устроить во Франции, а затем и во всей Европе, «Чёрную пятницу».
Великобритания. Франция. Ирландия
Некоторые охотники за Ковчегом хранят надежду, что рыцарям-крестоносцам всё же удалось привезти реликвию в Европу и, мало того, спрятать, оставив подсказки для тех, кто ищет Ковчег Завета. Хотя перечисленные ниже гипотезы довольно примитивны, для полноты картины мы всё же обязаны о них упомянуть.
Один из искателей Ковчега — британский журналист Грэм Филипс, автор книги «Тамплиеры и Ковчег Завета». Свою поисковую экспедицию Филипс начал в горах Шара в современной Иордании, так как, согласно одной бедуинской легенде, именно в этих краях рыцари из Англии обнаружили сокровищницу. Из истории Крестовых походов Филипсу было известно, что в Британию рыцари вернулись с богатыми трофеями. Среди этих сокровищ, привезённых на родину, был так называемый «золотой сундук». Именно его журналист и отождествил с Ковчегом Завета.
Для Филипса было очевидно: Ковчег в Британии! Он начал поиски с тех храмов, которые были построены в период возвращения на родину рыцарей-крестоносцев. Некоторые из них сосредоточили на себе основное внимание Филипса. Так, в архивах посёлка Хардбиг он нашёл запись от 1192 г., которая гласила, что рыцари приняли решения о строительстве рядом с храмом особой часовни для хранения реликвий, привезённых со Святой Земли. Сегодня это место находится на территории частных владений, и попасть туда просто невозможно. Очевидно одно: вряд ли привезённые в ХІІ веке священные трофеи сохранились до сегодняшнего дня.
Находясь в постоянном поиске, Филипс приехал в посёлок Бертондасед. На этот раз его интересовал уже не сам храм (было очевидно, что храм был построен в более поздний период), а его фрески. По мнению журналиста, эти фрески были «расшифрованы» местным мастером-реставратором в конце ХIX века Джейкопом Кауп-Джонсом, который поддерживал благолепие древних храмов этого региона. Филипс сделал смелое заявление, что в другом храме местечка Ланглей, где вышеупомянутый мастер сделал для храма оконные витражи, он вновь «зашифровал» указание рыцарей-крестоносцев. В этом «шифре», по мнению Филипса, содержались указания, где искать спрятанный ими Ковчег Завета. Любопытно, но настоятель храма в Ланглее отец Ричард Ливингстон опроверг все примитивные догадки журналиста, указав на то, что витраж с сюжетом Рождества Христова, приковавший его внимание, ничем не отличается от других изображений этого сюжета традиционной иконографии.
В это же время во Франции продолжал поиски Ковчега Завета уже упоминавшийся нами выше Г. Хэнкок. Действуя разобщённо, даже не подозревая о существовании друг друга, Хэнкок и Филипс фактически дублировали друг друга, изучая архитектурные памятники Западной Европы эпохи Крестовых походов.
В своей книге «Знак и печать» Г. Хэнкок сообщает, что летом 1989 г. при осмотре знаменитого Шартрского собора во Франции его внимание приковала статуя царицы Савской, держащей в руке цветок. Эта фигура появилась в соборе в XIII в., как раз в период написания манускрипта «Кебра Негест», содержавшего историю Менелика и Ковчега. Поразительно, но по соседству с фигурой царицы Савской, буквально за колонной, находилась фигура Мелхиседека, царя древнего Салима (он же Иерусалим). Не было ли это соседство намёком создателей Шартрского собора на перемещение Ковчега Завета из Иерусалима в Эфиопию? Подобными вопросами задавался Хэнкок, пытаясь разгадать созданные его же воображением ребусы.
Нельзя не упомянуть и об уникальной поисковой экспедиции, члены которой именовали себя «британскими израильтянами». Утверждая, что английский язык — это единственный сохранившийся «потомок» библейского иврита (?!), они заявили о своём праве собственности на Ковчег, который был якобы спрятан крестоносцами в древнем кургане Тара в Ирландии. Начав разрушительные раскопки, «британские израильтяне» фактически подвергли угрозе полного уничтожения древний духовный центр кельтов и друидов, который, кстати, намного старше, чем известный Стоунхендж. Прекратить эти «раскопки» помогли протесты общественности. Но ни в результате поисков «британских израильтян», ни после недавнего геодезического обмера кургана сотрудниками Ирландского университета библейская реликвия найдена не была.
Вышеперечисленные экспедиции — это далеко не все попытки, предпринимавшиеся порой наивными и чудаковатыми искателями. Многие из них даже не понимают, для чего они ищут реликвию и что бы они делали с найденным Ковчегом. Всех этих людей, на протяжении многих веков тратящих огромные усилия на поиски Ковчега, объединяет одно — дерзость соприкосновения с тайной. Но достаточно вспомнить историю о человеке по имени Оза, который во время транспортировки Ковчега, при наклоне телеги, предупреждая его падение, хотел лишь придержать Ковчег — и был убит (1 Пар. 13, 9–10). Библейский текст говорит, что Господь поразил Озу даже за невольную дерзость прикосновения к святыне!
Однако это не останавливает любопытных искателей. Вооружившись современными знаниями в области точных наук и объяснив, как они считают, для себя феномен Ковчега, они готовы к встрече с этой святыней.
Взгляд учёных-материалистов
Так, современная научная мысль предложила свои выводы, исходя из описания Ковчега в Священном Писании.
Ещё в 1915 г. естествоиспытатель и первопроходец в области электричества Никола Тесла (1856–1943) высказал предположение, что Ковчег Завета — это конденсатор — устройство для накопления и хранения мощных электрических зарядов. Эту теорию он выдвинул не беспочвенно. Ковчег Завета был покрыт изнутри и снаружи слоем проводящего ток золота. Деревянное основание, напротив, было не проводящим ток элементом, и, исходя из этого, он заключил: «Можно предположить, что сыновья Аарона погибли из-за высоковольтного разряда». Также ему принадлежит мысль, как мог заряжаться Ковчег: «Путём статики! Если „конденсатор“ несли через сухую пустыню, он заряжался благодаря сухому пустынному воздуху и трению о его поверхность шкур животных и шерстяного покрывала, которыми окутывали Ковчег во время транспортировки. Горе тому, кто до него дотронется!»
На протяжении многих лет канадец Джон Хатчитсон был увлечён мистической силой Ковчега. Вследствие многих экспериментов он соорудил модель Ковчега, используя фанеру, медь и статуи двух латунных орлов. Для канала Discovery он даже продемонстрировал свою модель — она действительно работала как конденсатор! По тому же принципу была сконструирована знаменитая «лейденская банка» — стеклянная колба, изнутри и снаружи покрытая металлом и закрытая проводящей ток насадкой. Голландец Питер Ван Мушенбрук рассказывал о результатах своего эксперимента в 1747 г., что после того, как он прикоснулся к «лейденской банке», всё его тело вздрогнуло, как от удара молнии. Размеры же Ковчега были значительно больше…
Другие наши современники, британцы Ричард Эндрюс и Гарнер Херстр также решили проверить эту гипотезу и, согласно инструкциям книги Исход, сконструировали точную копию Ковчега, используя дерево акации и сусальное золото. Но в условиях сырой Англии для эксперимента им пришлось заряжать Ковчег генератором. Заряд прекрасно проходил через вызолоченные стенки модели. Им также удалось доказать, что Ковчег мог разряжаться и работать как конденсатор! Эндрюс заключил: «Я уверен, что причина смерти тех, кто прикасался к Ковчегу, — электрический разряд». По его утверждению, Ковчег мог заряжаться путём статики до 50–60 тыс. вольт!
Мало того, появились гипотезы о том, что пророк Моисей поместил в Ковчег некий источник радиоактивной энергии — отсюда ожоги, опухоли и даже смерть тех людей, которые приближались незащищёнными. Особые одежды первосвященника, который заходил во Святое Святых для каждения один раз в году в Судный день (Йом Кипур), оберегали, как считают приверженцы этой теории, его от радиоактивных излучений.
Но для верующего разума эти теории малоубедительны.
Заключение. Земной Апокалипсис
И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег Завета Господня», он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет (Иер. 3, 16).
Эти слова принадлежат пророку Иеремии, для которого нахождение Ковчега в Святом Святых Иерусалимского Храма до агрессии Навуходоносора было реальностью. Пророк Иеремия вошёл в историю пророческой мысли как борец с бездуховностью своего времени. Ведь исполнение Закона Моисея, жертвоприношения в Храме — всё теряло свой изначальный смысл, если не было сопряжено с пламенеющим любовью к Богу духом человека. Но в процитированных словах пророк говорил о грядущих временах. Другими словами, Иеремия говорил своим современникам: вот вы сейчас поклоняетесь Ковчегу, а придёт время, исполнится Завет Господень, и поклонение это станет излишним.
Боговоплощение Христа Спасителя кардинально изменило наш мир. Когда опустела гробница Сына Божия, когда евангельская проповедь зазвучала во многих уголках Римской империи, когда и сегодня она преображает жизнь людей, — необходимость в Ковчеге, в той роли, которую он играл в судьбе богоизбранного народа в те далёкие времена, действительно утрачена. Можно даже допустить, что материально Ковчег перестал существовать. Но его утрату восполнили слова Христа-Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). Именно эти слова перенесли Божественное присутствие с ограниченного пространством Святого Святых Иерусалимского Храма — на весь мир. И отныне богоизбранность — это не прерогатива одного народа, а благодатное приобретение каждого, кто через Таинство крещения входит в ничем не ограниченное пространство Церкви, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём — Христос (Кол. 3, 11).Но Ковчег продолжают искать! И искателей не останавливает даже его засвидетельствованная в Библии смертоносная, поражающая сила.
Сегодня очень многих вдохновляет приводившееся выше аггадическое утверждение, в котором говорится, что Ковчег находится под «краеугольным камнем мирозданья». Храмовая гора в Иерусалиме никогда не переставала манить искателей Ковчега.
А заявление раввина Иегуды Гетца о том, что он знает, где закопан Ковчег и, мало того, видел это место во время секретных раскопок, делает утверждение покойного главного раввина Израиля Шломо Горена о том, что Ковчег находится под Храмовой горой, ещё более вероятным.
Для ислама «краеугольный камень» вершины горы Мориа, где когда-то стоял величественный Храм Ирода, является также важным местом — оттолкнувшись от этого камня, пророк Мухаммед вознёсся на небо. В настоящее время над «краеугольным камнем» возвышается величественная мечеть — Купол Скалы или Мечеть Омара.
Сегодня Храмовая гора — роковой перекрёсток двух мировых религий и источник постоянных конфликтов на Ближнем Востоке. И израильтяне, и палестинцы считают Иерусалим своей духовной столицей. Фундаменталисты обеих сторон, ссылаясь на ТаНаХ (принятое в иврите название еврейского Священного Писания, практически полностью соответствующее Ветхому Завету) или Коран, заявляют исключительные права на Храмовую гору.
Директор совета Вакф (религиозный мусульманский совет, контролирующий Храмовую гору) Аднан Хусейни противопоставляет всем претензиям израильтян на Храмовую гору совершенно новую (палестинскую) историю Святой Земли. В этой истории не было никогда Иудейского царства, Храм — это вымысел авторов Библии, а сама Хаарам аш-Шариш («Благородная святыня» (араб.), она же Храмовая гора) была обжита не евреями, а хананеянами — предками арабов.
При всём напряжении арабо-израильского противостояния Храмовая гора продолжает играть роль святыни ислама, собирая тысячи верующих по пятницам и на мусульманские праздники.
В это же время иудейские фундаменталисты, основавшие такие институты, как «Фонд Иерусалимского Храма», «Институт Храма», «Движение верных Храмовой горы и земли Израиля», требуют вернуть Храмовую гору, чтобы построить новый Храм. Но перед этим нужно расчистить Храмовую гору, разрушив мечети (!). Один из непримиримых современных зелотов, глава организации «Ревнители Храмовой горы» Гершон Соломон недавно заявил: «Мусульманам не место на горе! Они должны разобрать свои мечети и перенести их в Мекку!»
Каждый год ревнители упорно пытаются подняться на гору и заложить символический первый камень Третьего Храма. Эти попытки традиционно завершаются побоищами у Стены Плача.
А недалеко от Храмовой горы в еврейском квартале Старого Иерусалима, в полуподвальном помещении с вывеской «Институт Храма» продаются открытки и плакаты с видом Храмовой горы, откуда вдруг исчезли все мусульманские святыни. И в глубине самого Иерусалима, где привычно возвышались купола Храма Воскресения, — пустота, в «фотошопе» и его убрали!
А теперь на мгновение представим: если бы информация об обретении Ковчега или, более того, сам Ковчег попал бы в руки этих фундаменталистов, что бы могло произойти? Может, поэтому Господь скрыл местонахождение Ковчега от людей? Ведь его обретение может ввергнуть весь Ближний Восток в новую войну.
Может, в этом и заключается загадка исчезнувшего и до сих пор не найденного Ковчега, продлевающего такой хрупкий мир в этом регионе? Источник