«К четырем прибавить два» теперь будут учить только за деньги?
Руководитель благотворительной организации «Русская Демография» Анна Старицкая прокомментировала для «Modus Agendi» проект закона «Об образовании», рассматривающийся сейчас в стенах Государственной Думы
«Поддержка многодетных семей института материнства и детства – наш безусловный общенациональный приоритет. Исходя именно из этого, будем строить и государственную политику во всех сферах: и в здравоохранении, в образовании, в социальном, экономическом развитии» — сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 2 июня 2012 года на церемонии награждения орденом «Родительская слава» многодетных родителей, воспитывающих от 7 до 13 детей.
Однако уже 17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации».
Итоги голосования в первом чтении еще не означают окончательного принятия законопроекта, но уже сейчас стало ясно, какие идеи будут взяты за основу будущего закона «Об образовании в Российской Федерации».
Так, например, согласно статье 65 начнет взыматься родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях. Зато исчезло действующее в настоящее время положение (Статья 52.1, пункт 2) об оплате родителями не более 20% затрат детского сада на содержание детей. Эти два обстоятельства означают, что родителям придется платить за уход и присмотр 100%.
Т.е. образование остается бесплатным, а вот плата за пребывание в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях может быть практически любой, поскольку её конкретные размеры никак не лимитируются: «За осуществление присмотра и ухода за ребенком образовательная организация вправе взимать плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».
А это означает, что все детские сады становятся платными.
Платными, так же станут и группы продленного дня в общеобразовательных учреждениях: «…а также за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня образовательная организация вправе взимать плату с родителей (законных представителей) в размере, установленном ее учредителем, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами» (статья 66)
Так же оказался не проясненным вопрос об альтернативе Единому государственному экзамену. Уже сейчас, спустя всего несколько лет после его введения, несмотря на повсеместные просьбы ввести альтернативные варианты итоговой аттестации учеников, можно говорить о том, что процесс обучения в старших классах общих образовательных учреждений превратился в натаскивание на тестирование, на поиск правильного ответа из предложенных вариантов, а не на обучение поиску правильного или оптимального решения на основе анализа и принятие самостоятельного решения.
Кроме всего прочего, в новом законопроекте никак не оговаривается обязательная аттестация учеников по русскому языку и литературе. Вообще же, определение обязательных предметов, по которым проводится аттестация обучающихся, – отдано на произвольное решение федеральных органов исполнительной власти (статья 68, ч. 1 и 2).
Родители обучающихся, фактически, не смогут влиять на учебный процесс, хотя в редакции законопроекта, предусмотрены «Советы родителей», как орган самоуправления образовательной организации. Однако, согласно законопроекту тому же, они могут образовываться только в том случае, если это предусмотрено в уставе самой образовательной организации. То есть, Советы родителей будут только в тех образовательных организациях, где учредители сами захотят создать такой орган.
Право на прием для получения высшего образования по программам бакалавриата (академического, прикладного) и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, в то время как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получают лишь право бесплатно обучаться на подготовительных курсах.
Зато в законопроект не вошли положения о неприкосновенности частной жизни и в частности о сборе, использовании и передаче информации об образе жизни, привычках и традициях семьи и каждого ее члена в отдельности. Уже сегодня в образовательных учреждениях проводят анкетирования, нарушающие статью 23 Конституции Российской Федерации о праве на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В частности, в подобных анкетах можно встретить каверзные вопросы, касающиеся наказания ребенка или просьбу перечислить слова, которыми ребенка ругают. А если учесть ювенальную направленность действующих законов, то сбор и передача подобной информации в надлежащие инстанции может повлечь, как минимум, посещение родителей, неосторожно заполнивших подобные анкеты, представителями органов опеки и попечительства. А как максимум – изъятие детей из семьи и лишение родителей родительских прав.
В настоящее время представители родительской общественности направили свои поправки в рассматриваемый законопроект заместителю Председателя думского Комитета по образованию Олегу Смолину. Однако уже сейчас становится ясным, что существенно переработать законопроект и изменить все, ущемляющие права детей и молодежи на качественное и бесплатное образование не удастся. А значит тезис о том, что «наше образование хорошее, общедоступное и бесплатное» — превращается в миф. И уже спорными выглядят слова Президента о государственной политике в сфере образования для поддержки института материнства и детства.