Священномученик Матфий Касимовский(Рябцев)

     Священномученик Матфий (Матвей Михайлович Рябцев) родился в 1871 году в Рязанской губернии. По окончании в 1891 году Рязанской Духовной семинарии Матвей Михайлович был назначен учителем и регентом в двухклассную приходскую школу в село Полянки Пронского уезда Рязанской губернии. В 1893 году он был назначен псаломщиком в храм села Тума Николаевская Касимовского уезда и учителем и законоучителем в местную двухклассную церковноприходскую школу. В 1894 году он по своему желанию остался только учителем школы.
     22 мая 1895 года Матвей Михайлович был рукоположен во священника ко храму в селе Горлово Скопинского уезда. Но поскольку здесь не было свободного места по штату, отец Матфий 27 мая того же года был назначен служить в храм в селе Макшеево Егорьевского уезда и заведующим местной школой и учителем в ней. В 1903 и в 1905 годах он был избран депутатом на училищный и епархиальный съезды. В 1905 году отец Матфий нес послушание противораскольнического миссионера по 1-му Егорьевскому благочинию.
     2 сентября 1905 года отец Матфей был назначен служить в собор в город Касимов. С 1906 года по 1910 год он был заведующим Касимовской одноклассной церковноприходской школой и законоучителем в ней. С 1906 года он, кроме того, состоял законоучителем и учителем латинского языка в городской мужской гимназии. Когда началась Первая мировая война и в городском лазарете были размещены раненые воины, то отец Матфий стал служить и в городском лазарете и духовно окормлять раненых.
   Использованы материалы: ГАРО. Ф. 627, оп. 240, д. 60.                                           Игумен Дамаскин (Орловский)

 Об отце Матфие Рябцеве и убившем его Кокореве. О юности Кокорева есть такой слух. Он учился в Касимовском техническом училище, теперешнем Индустриальном техникуме, был очень способным и успевающим учеником, но и очень бедным. Однажды он послал письмо какому-то касимовскому богачу с угрозами и требованием, чтобы тот положил в указанное место деньги. Эта афера привела к исключению его из техникума, отчего он очень озлобился. В революцию он командовал карательным отрядом и - по крайней мере, на взгляд мирных касимовцев - был очень жесток.

   В ноябре 1918 года (от 13 до 16-го) о. Матфий вместе с некоторыми касимовцами, в частности, со священником села Данево о. Николаем Динариевым был расстрелян. Вскоре после этого Кокорев заболел какой-то страшной и мучительной болезнью и в марте 1919 года умер. Похоронен он на Соборной площади, т.е. около той церкви, где служил о. Матфий. А о. Матфий был расстрелян у стены кладбища и похоронен на нем - и улица, ведущая к кладбищу названа именем Кокорева, как бы в постоянное напоминание о случившемся в 1918 -19 г. г. событии, связавшем воедино эти два имени. Народная совесть увидела в этой болезни и смерти Кокорева Божие наказание за расстрел о. Матвея, и в памяти народной остались некоторые подробности этого события, которые не были записаны и поэтому слегка варьируются. Во-первых, причина ареста (и последующего расстрела) о. Матвея. Некоторые говорят, что о. Матфий укорял лично ему знакомого Кокорева за его жестокость. Другие - что он протестовал против расстрелов у стены собора. Третьи уверяют (уверяли, конечно, т. к. современников события в живых уже не осталось), что о. Матфий был арестован просто как авторитетный священник. Об уважении к нему народа так рассказывал сын соборного старосты Сергей Андреевич Иванов: «Бывало, постом, к отцу протопопу (т. е. главному священнику города) - три человека на исповедь; к отцу Иоанну (Петропавлов - второй соборный священник)­ человек двадцать, а к отцу Матвею (который был младшим священником собора) - больше сотни!»

   О самом аресте. Солдаты, пришедшие арестовать о. Матвея, предложили ему спрятаться и обещали, что скажут, что не застали его дома. Он не согласился и пошел с ними.

    Расстрел был осуществлен у стены кладбища и трупы были переброшены через ограду на кладбище, где их потом захоронили. Это в дальнем левом углу кладбища. Говорят, что солдаты стрелять в о. Матвея отказались, и его застрелил сам Кокорев. О поведении о. Матвея в момент расстрела тоже говорят по-разному: одни - что он благословлял своих убийц рукою, как положено священникам; другие - что он проклял Кокорева. Третья версия объединяет первые две: он сказал Кокореву: «Как человек я тебя проклинаю, а как священник - благословляю».

  Протоиерей Владимир Правдолюбов. Религиозная история Касимова. Пособие для изучающих историю родного края. Касимов, 1998.

    Решением Святейшего Священного Синода от 27 декабря 2000 года священник Матфий Рябцев присоединён к Собору новомучеников и исповедников Российских, прославленных Архиерейским Собором 20 августа 2000 года.

Память священномученика Матфия пресвитера Касимовского, клирика Вознесенского собора и первомученика Касимовского – 14 ноября.