Завещание священноисповедника Сергия(Правдолюбова)

   С детских лет помню я строки духовного завещания дедушки, написанного им во время ссылки, оказавшейся неожиданно лёгкой по сравнению с предыдущими заключениями.

   Сейчас он прославлен, как Священноисповедник, и, думаю, не откажется признать своими детьми и внуками всех почитающих его.

Прот. Андрей Правдолюбов. 

 

МОИМ ДЕТЯМ И  ВНУКАМ О ТОМ, КАК ПРОВОДИТЬ ПОСТЫ  И ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ И
ПРИОБЩЕНИЮ  СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН

1944 год.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

   Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения, удары... Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья... Вдруг — ошеломляющий неожиданный удар — и вся жизнь перевернулась, человек теряет равновесие от тяжких страданий Если без воли Божией не падает и один волос в головы человека, то уж конечно не без воли Божией эти ошеломляющие жизненные удары.

    Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то явственно оставляют они в душе след, свидетельствующий, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, делают её ближе к Богу, а потому лучше, чище, возвышеннее. Недаром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». И посылаются Господом эти удары с благой целью, чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о “едином на потребу” /Лк.10,42/ — перекрестились — и изменили свою жизнь. Несомненно, также, что если бы люди не так часто и так легко  забывались, убаюканные благополучным ходом тихой и мирной жизни, то меньше бы было этих ударов, а иных из них и совсем не было бы. А теперь Господь с болью сострадания их посылает, жалеет человека страдающего, но не может ничего сделать. Огрубевает сердце так, что только гром и заставляет иного перекреститься.

   Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Господу учредить спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отвлекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе и о её вечном спасении то — так называемые ПОСТЫ. Святая Церковь Христова установила четыре поста, расположив их в течение целого года приблизительно через равные промежутки времени. Весной —  Великий, летом — Петровский, осенью – Успенский, зимой — Рождественский посты. Это мирные, тихие, не громовые удары, но все же удары, как звон колокола, зовущий ко спасению.  Не нужно закрывать уха к этим мирным благостным призывам Божией благодати и  нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, что они такое и для чего установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьёзностью. Что такое пост? — то время, когда христианам запрещается кушать все, а разрешается есть только определенную — так называемую постную пищу.

    Это воздержание от определённого вида /т. н. скоромной/ пищи — есть  пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Но будучи наставлены в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы. В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убивши в лесу человека и ограбивши его, нашел у него в кармане хлеб и кусок сала. Он был голоден, ему захотелось есть, хотел поесть хлеба и сала, но вспомнил, что сегодня среда, отложил сало, сказав, что завтра сало съем, а сегодня грех, среда... -Чудовищное несоответствие поста телесного с постом духовным. Литература светская полна изображением купцов, ставивших пудовые свечки, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведущих  свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли Богу такие посты? И вообще посты ли это? Конечно, нет. Это надругательство над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от духовного сна. Человек состоит из тела и души. Поэтому кто постится, должен поститься не только телесно, но и духовно... «Постящеся, братие, телесно — увещевает нас мать наша св. Церковь — постимся и духовно, разрешим всякие несправедливые узы (союз неправды),  разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерём всякую несправедливую запись,  дадим хлеб алчущим, и бедных, неимущих крова, введём в свои домы, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость» /Из стихиры первой недели Великого Поста/. Прочитать 58 главу книги пророка Исаии/.О необходимости этого духовного поста хорошо говорит один из отечественных наших проповедников: «Что в том, что мы постимся, а не исправляемся — что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя — бы и самое строгое, от скоромной пищи не принесёт нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы не отстанем, не спасёмся. Если от хлеба воздержимся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы уподобляемся только зверям: ведь и они хлеба не едят, а едят мясо, вот так же и мы: гневом, завистью, клеветою пожираем друг друга и братий своих. Хорошо, что ты воздерживаешься от мяса и рыбы, но при этом отстань и от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братие, от грехов наших   тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел и Ангелам уподобимся и со святыми получим вечную жизнь». / Из древней рукописи «Измарагд»/.

    Мы слабы, мало заботимся о опасении души, не умеем жить по христиански. Вот в этом нас пробуждает пост, как я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост установлен, чтобы остановить вас, заставить одумать­ся, пробудить от греховного сна. « Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается» — вот властный, энергичный голос матери нашей Церкви в дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по христиански, то поучимся теперь — во святые  дни поста; если не начинали ещё жить по Божьи, то начнем хотя отныне: «Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения» /2Кор.6,2/. Если теперь не начнем, то когда же соберёмся? Неужели ещё дальше будем испытывать Божие долготерпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о каких я говорил вначале? Да не будет этого. Страшно впасть в руки Бога Живаго, да и смерть у каждого стоит за плечами.  Итак, начнём сейчас же, немедленно!

    Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот настал Великий пост; положи же доброе начало, брось эту привычку, а если по немощи забудешься, осудишь кого, то дай  себе правило положить в этот день три земных поклона с такой молитвой! «Спаси Господи и поми­луй такого-то / кого осудил/ и его молитвами помилуй мя грешнаго». Скажи так три раза и после каждого раза поклон земной. И так делай всегда, когда кого осудишь. Если так твердо будешь делать, Господе увидит твое усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки... А если ты не будешь осуждать никого, то Бог тебя никогда не осудит, вот ты и получил опасение... Точно так поступай и во всем другом. Посетила сердце мысль нецеломудренная — положи три поклона со словами: «Господи, прости меня блудного». И блудным себя считай. Ведь Господь и нецеломудренный взор вменяет в блуд /Мф.9.27,28/. Обманул кого-нибудь  — иди и извинись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое — или возврати, или, при невозможности, вдвое отдай нищему. Обидел кого — иди и примирись... Дух гордости будет нашептывать: «Как это можно; стыдно, что обо мне люди подумают» — отвечай ему: «Бога не обманешь, Он все видит и знает, не стыдился грешить — не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!» А, помилуй Бог, в больший какой грех впадёшь, то принеси Богу особое покаяние. Исповедуй твой грех отцу духовному по возможности немедленно, проси как милости у него эпитимии и неси её благодушно, с великой радостью, зная, что в этом твоё спасение; ты и раскаялся и хочешь сотворить плод, достойный покаяния. Непременно начни так и молись постоянно: “Господи Боже наш! Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити начало благое”. Трудно это? Да, очень трудно! Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, что ученики его борются с грехом, он говорил им: «Вы ещё не до крови боролись» (Евр. 12. 4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот как трудна, должна быть эта борьба. И вообще осуществление на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. «Подвизайтеся внити сквозе тесныя врата»/Лк.13, 23-24/ — говорил Христос, и в другой раз говорил «внидите узкими враты» (Мф.,7, 13). Христос заповедует нам жизнь строгую, подвижническую, указывает нам врата на небо узкие и тесные, путь ко спасение трудный, прискорбный. “Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми” (Гал., 5, 24)  — говорит Апостол Павел. “Иже хочет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет” (Мк., 8, 34) — говорит и Сам Христос.

   Христос и в жизни Своей шёл крестным путём, и смерть принял крестную. Видите, и у Него путь узкий и прискорбный, тесный, страдальческий, крестный. «Пострадал за нас Он и нам оставил образ, да последуем стопам Его» (1Петр., 2, 21./ Апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные и за ними весь сонм верующих шёл путем подвигов и скорбей т.е. подлинным путем Христовым и нам с вами обязательно надо идти этим путём. Другой путь есть, и колоссальное количество людей им идёт. Нам же Спаситель сказал, чтобы мы не шли этим пространным широким, легким путём, а шли тесным, скорбным. «Внидите узкими враты, яко пространная врата и широкий путь, вводят в пагубу, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их’’/ Мф.7,13-14/. Узкий путь и тесные врата и есть христианское подвижничество. Эта борьба с плотью, страстями и миром. Известно, чего требует вера христианская и закон христианский. Требует того, что противно естественному «ветхому» нашему человеку, требует того, чтобы мы не жили так, как живут неверы, а сумели построить жизнь как раз противоположную. Для истинных христиан обязательны труд, бдение, молитва, пост, покаяние, чистота духовная и телесная, вся жизнь добродетельная а святая. Разве это легко для нашей греховной природы? Не требуется ли здесь постоянные усилия, не требуется ли здесь постоянные подвиги?  Итак, христианство и подвиги две вещи нераздельные. Или ты подвижник — и тогда христианин, или ты избегаешь подвигов, не хочешь их делать, и тогда ты не христианин, свернул с христианской дороги, подался на широкий путь и легко и свободно зашагал к погибели... Но мы хотим быть настоящими .и христианами, хотим и подвигов.” Но как же практически их делать? Пришло время поста, скажем Великого. Семь недель, почти 50 дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, крестопоклонная и Страстная — особенно строгай пост, нельзя кушать даже с постным маслом. Трудно? Очень, особенно в середине и второй половине поста.

   Плоть корячится, протестует, требует, чтобы её накормили до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. Вот если проведешь, тут и первый твой подвиг. Настало время молиться, принудь себя, — вот и подвиг. Надо идти в церковь -тяжело, удерживает и то, и то, отвлекает и это, и другое, — вооружись, оставь все и иди — вот и подвиг. Долго поют, тяжело стоять, выдержи себя до конца службы, дождись отпуста — вот и подвиг.  В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце. Поклонами, вниманием, усилием старайся прогнать эту неохоту — вот и подвиг. Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие — уклонись или, по крайней мере, молчи — вот и подвиг. Имеешь нравящуюся тебе вещь, кто-нибудь выразил желание иметь её — отдай — вот и подвиг. Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору, уступи, удержи волнение смятенного сердца — вот и подвиг. Имеешь врагов, можешь им отомстить, остановись, не мсти, мало того, прости их, мало того , сделай им добро — это уже колоссальный подвиг. Св. Димитрий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец». Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению — уклонись -вот и подвиг. Похотливая плоть требует непозволенных Христовым законом удовольствия, излишних нарядов, откажи ей — вот и подвиг. Вызывает тебя мир на веселости, на игру во время поста, останься дома — вот и подвиг. Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть, воздержись — вот и подвиг. Хорошо ты живешь материально, всё у тебя есть и даже излишки в запас можно откладывать — вспомни голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая я жалея то, что им даёшь — вот и подвиг, подвиг блистательный. Подашь нуждающемуся человеку — а руку невидимо протянет и примет Христов. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на небесах. Этот подвиг непременно усвой, он страшно обязательный для христиан На Страшном Суде кто подавал милостыню, услышит от Господа: «Приидите, благословенные», а кто не подавал, услышит: «Отойдите от Меня проклятии...» Не отговаривайся скудостью, вспомни две лепты евангельской вдовицы. Господь сказал, что она подала больше всех богатых. Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах. Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному Именем Иисуса Христа — и Он окажет им помочь через других, а ты совершил подвиг любви и милосердия. Увидишь покойника — знакомый или незнакомый — помолись за него — вот и подвиг. Это великая милость для умершего. На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь па знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец и братии наших, и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться — и это подвиг. И Господь отметит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолись про себя втайне за всех, кто здесь схоронен — и это подвиг. Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде -войди внутрь себя и тверди молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» — и не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и более  прочитай — и это подвиг. Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотходную, умно–сердечную, умиленную слезную молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с неба христианину-подвижнику. Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи, как поступить. Если будешь поступать по ветхому человеку, пойдешь в пагубу, если будешь поступать по закону Христову — будешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: «Подвизайтесь внити сквозе тесная врата»/Лк.13,23/. Трудно и очень? Ничего не поделаешь. Другого пути к вечной и блаженной жизни нет. Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру, и больше никак к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту дыру? Полезли бы, увидали бы своих и радости бы не было конца, — и дыра эта неудобная забылась бы. Весной змея должна менять кожу, если на сменит она кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет её искать кучу хвороста и камней, и она продирается сквозь эту кучу, хворост ранит её, сдирает старую шкуру, и змея, вылезши из этой кучи, оставляет в ней старую кожу и, хотя вся израненная с болезненным зудом и каплями крови, она довольна без конца, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у неё расти новая кожа, и она останется жить. Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти, тем более, что сказано нам: «будьте мудры, как змеи»/Мф.10,16/. Будем же мудры, как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь кучу христианских подвигов, они обдерут на нас ветхого человека и дадут возможность облечься в нового человека, а в этом последнем — залог нашего спасения, Не будем бояться труда, пота, хотя бы кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти — Господь поддержит нас и скажет нам Свои утешительные слова: «Женщина, когда раждает, терпит скорбь потому что пришел час ея, но когда родит младенца, не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.   Так и вы теперь имеете печаль но Я увяжу вас опять, в возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»/Ин. 16, 21-22/. «Вы восплачете и возрыдаете а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» /Ин. 16, 20/. «В мире скорбни будете, но дерзайте — Я победил мир’’/Ин. 16, 33/. Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдём за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и бесповоротно. Не нужно оглядываться назад, жалеть мира и мирского. Всякий, взявшийся за плуг и оборачивающийся назад, неуправлен в царствии Божием /См. Лк.9,62/. И как только мы начнём свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо в неслышно подойдёт к нам наш Великий Господь и Учитель и подставит Своё плечо под наш крест и пойдёт вместе с нами. И лёгким — лёгким покажется нам крест, и радостно-радостно будет нам его нести. Всякий, кто сколько-нибудь старался жить по-христиански, отлично замечал, как многое для людей мира сего трудное, было для него легкий и приятным. Например, затащи мирского человека в храм и заставь его простоять службу — мука будет для него, а многим из нас служба церковная доставляет такую радость, такое облегчение, такую помощь в трудной жизни, что они выходили из церкви с облегчением, словно их кто-то обрадовал, угостил, успокоил, обласкал. Многие из христиан находили великое наслаждение в самом посте телесном. Например, на Страстную, насыщенную воспоминаниями крестных страданий Господа, не с принуждением воздерживались от пищи но с радостью и наслаждением. На это указывал Христос: «Когда отнимется от них Жених, тогда постятся»/Мф.9,15/. Не только не хочется есть что-либо скоромное на Страстную, но наоборот, если бы принудили, то это было бы неподдельное страдание. Я знаю, некоторые из христиан любят строгость св. постов, ждут их и встречают с удовольствием. Отчего это? Подвиги превращаются в поведение, которое нравится, имеет в себе притягательную силу? А вот именно оттого, что Христос подошёл к верному Своему ученику — крестоносцу и облегчил его труд так, что он из тяжкого превратился в желанный, радостный. Известно, что ученики Христовы с радостью, с неземной улыбкой, с гимнами в честь воскресшего Господа встречали самую смерть. А это от чего? От того же. От той великой помощи, которую оказывает Христос Спаситель своим верным ученикам. -» Вы имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»/Ин.6,22/. Вот каковой особенности христианского крестоношения не нужно забывать. Это крестоношение сопровождается радостью общения нашего духа с духом Великого Крестоносца Господа нашего Иисуса Христа, исполняющего Свои великие слова: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам»/Ин.14,18/. Это христиане твердо знают, а потому с уверенностью говорят с Апостолом Иоанном Богословом: «Заповеди Его не тяжки.» /1Ин.5,3/. Да и Сам Христос говорит нам это: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» /Мф.11,30/. Так совершается чудо превращения трудности христианского крестоношения — в неизъяснимую лёгкость я радостность. «Приидите ко Мне вси труждающиеся я обременении и Я успокою вас. /Мф.11-28/. Вот и пропадает страх трудности подвигов — не одни мы понесём их: тяжесть, а вместе с нами наш Великий Учитель и Господь Который Сам искушен был, «может и искушаемым помощи» /Евр.2,18/. Вспомните, как Он Сам был оставлен в саду Гефсиманском всем миром, взял с Собою трёх любимых Своих учеников, но и они спали, а затем разбежались. Это испытал Христос, но нам не даст этого испытать. «Где двое или трое соберутся во .Имя Мое, там Я посреде их» /Мф.18,20/. «Я с вами во вся дни до скончания века» /Мф.28,20/- говорил Христос. Он не заснет, не оставит нас одних, а всегда протянет руку, когда мы будем изнемогать. Запомним это. Это воспоминание тихим радостным светом осветит нашу скорбную жизнь. Будем взывать: «Господи, спаси нас, погибаем» /Мф.8,25/ ... и сейчас же ощутим протянутую руку помощи и «печаль наша в радость будет» /Ин.16,20/.

    Я не останавливался подробно не телесной стороне поста, эта сторона усвоена всеми, кто желает быть христианином, они знают, какой род пищи в какой пост предписывается Церковью, знают и исполняют строго и неуклонно. Не исполняют лишь «обросившиеся» христиане, которых и по имени трудно назвать христианами, которые в неведении своём в заблуждении дают пощёчины Матери нашей Церкви я не слушаются её даже в малом: не признают ни среды, ни пятницы и никаких постов. «Пустяки, — думают они, — не то, что входит в уста, сквернит человека, подумаешь, не всё ли равно, что есть?». Так, одна дама в разговоре с Епископом Феофаном /Затворником/ сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока; это, конечно, вещь не важная, -говорит дама. А Епископ ей сказал: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери Церкви дала». Вот в чём грех-то, и грех большой, мать-то свою не признавать, пощёчинами-то награждать, а кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно, куда пошло дело-то, а ты говоришь, пустяк, не важная вещь».

    А вот на духовной стороне поста я остановился нарочито подробно, потому что она не так привита в постовском быту современных христиан. Зачастую строго блюдут пост, посуду даже меняют, чтобы посудой, в которой варилось скоромное, как бы не оскоромиться — её оставляют, варят в другой, a вот в необходимости такой же строгости духовного поста очень многие даже и не подозревают. Необходимо так же строго, как за телесной стороной поста, следить и за духовной. В христианских семьях старшие должны следить и за собой, и следить неуклонно за младшими — за детьми. Я писал выше, что для истинно-христианской жизни необходимо бороться с грехом, и бороться не от случая к случаю, в систематически, неуклонно, постоянно. Если что необходимо всегда, то это вдвое, втрое необходимее постом. Грех постом приобретает как бы большую грешность, усугубляется. Если вообще благочестивому (вы знаете, что «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя не оскверненным от мира» /Иак.1,27/) необходимо всегда хранить себя не оскверненным от мира, то постом в особенности, так как пост есть время святое, нарочито Церковью установленное, чтобы мы проводили его — и в особенности его -свято и непорочно. Поэтому постом, какой бы грех ни приражался, и взрослые и дети должны с ним более чем всегда бороться. Рассердится кто — нельзя, остановись – пост, поссорился — примирись сейчас же – пост; и так все. Всякие разнообразные мысли греховные, настроения и дела должны пресекаться немедленно. Взрослые следят за собой сами, детей останавливают взрослые.

    Орудие в руках христиан сильное, я бы сказал — всемогущее, как всемогущ Господь — это имя Иисусово. Это имя для вдохновителя всех грехов — диавола, пламенный, обоюдоострый, испепеляющий меч. Надо навыкнуть самим и приучать детей, тотчас же по возникновении греха твердить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не один раз и не два, а до тех пор, пока испепелится греховное настроение и перейдет в благодатно-умиленное, радостное, оттого, что чувствует христианин, как боится этого имени сатана и как уходит он трусливо и позорно от борца и ученика Христова, духовно поражающего его этим всемогущим орудием.

    Этим Именем бесы изгонялись, больные исцелялись, мёртвые воскресали. Этим Именем поражай, христианин, и врага твоего спасения. Не меня послушай, а св. Апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, он говорит: «Противостаньте диаволу и убежит от вас; приблизьтесь к Богу и приблизится к вам»./Иак.4,7-8/.

    Также настойчиво нужно заставлять себя совершать подвиги, творить дела милости, «призирать вдов и сирот а их скорбях».

    Если всегда это нужно, то постом в особенности. Обязанность наш эта постом увеличивается, так как Церковь обязывает нас в это святое время быть особенно энергичными исполнителями заповедей Христовых, с особенной энергией творить дела милосердия — и пренебречь это приказание Церкви не должен сметь никто, кто хочет быть настоящим христианином. Взрослые, заставляйте себя прежде всего, показывайте пример младшим и заставляйте их работать Господу с принуждением. Не забывайте в особенности постом голоса Церкви: “”дадим алчущим хлеб, нищия, бескровныя введем в домы».

   Подведу итог. Постом мы обязаны строго нести телесный пост и не менее строго пост духовный, который — коротко — состоит в том, чтобы мы:

    1. хранили себя не оскверненными от мира и

    2. призирали вдов и сирот в их скорбях.

Ещё короче. Постом нужно поститься и усиливаться жить истинно христианской; жизнью.

Если мы так истово и правильно будем проводить посты, и в особенности Великий, то, по мысли Церкви, мы приобретём опыт истинно христианской жизни. Проживём мы 70-60-50 лет, — этот опыт будет привычным. Мы будем расти духовно. Незримо в сердцах наших будет устроиться Царствие Божие, мы будем становиться все лучше и лучше. Таким путём будет исполняться заповедь: «Будьте совершенны, как: Отец ваш Небесный совершен» /Мф.5,48/.

    Короче, мы будем приобретать спасение. Поэтому в промежутки между постами мы не должны так сказать духовно размагничиваться, а ослабляя и даже совершенно оставляя, как и установила Церковь, телесный пост, не должны ослаблять темпов христианской жизни, и с грехом бороться, и дела милосердия творить, пользуясь опитом правильно проведённого поста. Чтобы мы не забывали сладостной спасительности великопостных переживаний, Церковь мудро .устроила строй каждой недели года, который живо напоминает нам Страстную и Пасху. Была Великая Среда, в ней воспоминалось предательство Иуды — каждую неделю есть малая среда, которая тоже ознаменована постом. Есть Великая Пятница — незабываемый день смерти Господа Иисуса Христа, каждую неделю имеется малая пятница — и тоже ознаменована постом. Есть Светлое Христово Воскресение, Светлый и Всерадостный День Пасхи — и каждую неделю есть Воскресенье, в которое ослабляется пост доже и Великим Постом. Весь год, чередуясь, идут эти недели, и христианский мир все время держится под покровом этих всесвятых и спасительных воспоминаний. Как божественно — мудро всё это устроено! «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь’’ /Притч.9,1/. Дом — это Церковь, а семь столпов — это таинства.

    Так истово, строго и серьёзно нужно проводить все посты, и в особенности самый главный пост – Великий. Проводя так посты, мы незаметно для себя подготовляем себя к другой обязанности, которую в течение поста необходимо исполнить — это обязанность ГОВЕНИЯ. По повелению Церкви христианин должен избрать для себя в посте одну неделю и в эту неделю поговеть.

     Говение состоит из: 1) усиленной молитвы церковной и домашней. 2) возможного устранения себя от домашних и служебных дел — в целях углубиться в себя, рассмотреть свою жизнь и раскаяться в ней. 3)Таинства исповеди и 4) Приобщения Святых Христовых Таин.

    Избрав себе неделю, христианин всю её неопустительно должен посещать храм и простаивать все службы. Молиться в храме он должен усердно, стоять с должным вниманием и сосредоточенностью. Должен следить за тем, что происходит в храме, и молиться теми молитвами, которые поются и читаются в храме. Но он не должен забывать основной цели своих молитв. Он должен более всего молиться о том, чтобы Господь отверз ему дверь покаяния, чтобы Он очистил его телесный храм, весь оскверненный грехами. Чтобы молитвами Богородицы наставил его на путь спасения, потому что запутался он в лабиринте постыдных грехов, благодаря лености и откладыванию всё ещё не удосужился искать правильного пути, а жизнь проходит и час суда Божия близится. Молитвами преимущественного такого содержания должен молиться грешник, вступивший на путь покаяния. Недаром Церковь Святая ещё задолго до поста поёт покаянную песнь: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче», и продолжает петь её всю Четыредесятницу. Со слезами молясь а церкви о своём окаянстве, он и дома должен усилить свою обычную молитву и непременно молиться об отверзении дверей покаяния. Потому что если Бог не поможет, он сам, своими силами не сможет пройти этого спасительного пути.

    Постом кающийся должен сколько возможно устранить себя от обычных житейских дел и попечений, сколько возможно уединиться для того, чтобы углубившись в себя, осмотреть свою внутреннюю храмину, подробно обсудить и осудить себя, возненавидеть ту удушливую греховную атмосферу, в которую погружена была его бедная душа. Всмотрись в себя внимательно отвратись от всего худого, оплачь то, что следует оплакать и, положив намерение ходить по заповедям непорочно, приготовь себя слезным сокрушением к святому таинству Исповеди.

    Недостаточно осудить себя в общих чертах — это ошибка обыкновенных исповедей — нужно спуститься до мельчайших подробностей нужно иметь моральное мужество взглянуть прямо в глаза всем безобразным формам своего беззакония. Рассматривать себя без пособия, особенно на первый раз, трудно; надо иметь под руками книжку в руководство. « Всего проще, — говорит епископ Феофан, — возьми чин исповеди в требнике и просматривай себя по нему; или «Вопросы на исповеди « прот Гр. Дьяченко, или книжку, изданную обществом любителей духовного просвещения « Говение по уставу Православной Церкви». Кроме сего читай Евангелие, особенно 5,6 и 7-ю главы Евангелиста Матфея, послание ап. Павла к Римлянам с 12 главы и до конца, соборное послание св. ап. Иакова, все 5 глав»

    Стороны, с которых следует рассматривать себя, таковы: 1) дела, или факты, 2) лежащие под ними чувства или расположения я 3) /главное/ общий дух жизни: кому ты служишь, себе, миру или Богу, внешний ли ты только христианин, или и внутренний, т.е. кланяющийся Богу духом и истиною. Внешние христиане это те, которые считают нужным только внешне исполнять, что предписывает Церковь. Это христиане, про которых сказано: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя « /Мф.15,8/. Если ты таков был до сих пор, то переменись, отдай Господу твое сердце, будь внутренним христианином, покланяйся Богу не телом и устами только, но духом и истиною. Моли всеусердно Господа Иисуса Христа, чтобы Он зажёг в твоем сердце огонь ревности по богоугодной жизни, чтобы пришел Сам и вселился я твоем сердце со Отцем и Духом, по Его неложному слову: «И Мы придём к нему и обитель у него сотворим» /Ин.14,23/. Разбирай себя на этом главном фоне своей жизни и самые факты, дела, и самые расположения и чувства оценивай с этой главной точки зрения. При разборе себя не следует судить других, следует держаться своей личности и предоставлять все сравнения Тому, Кто ведает сердца и утробы. Разобравши себя подробно, ты почувствуешь се5я растерзанным в сознании своего беззакония, кругом виноватым и безответным пред Богом. Это сознание своего окаянства своей растерзанности, своего непотребства как бы стирает в прах сердце — «сокрушает» его. Это — спасительное сокрушение — «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»/Пс.50,19/. Нужно добиваться этого сокрушения. Устыди себя пред людьми, ангелами и святыми, подосадуй на себя за оплошность, поскорби за себя ради потерь, причинённых грехом; поболей, что оскорбил Бога, не перестававшего изливать на тебя Свои милости и тогда, когда та работал греху; устраши себя страшным судом и вечною мукой и ПОПЛАЧЬ обо всём этом, если Господь пошлет слёзы. Сокрушение сердца слагается из всех этих чувств, из которых каждое есть то же для сердца, что удар молота для камня... Бей по сердцу всеми этими чувствами, как молотом по камню — и камень твоего сердца превратится в порошок. Сердце будет сокрушено. Из него будет выбито всё, что мешает спасению, всё, что составляет содержание ветхого или, что тоже, греховного человеческого сердца. Оно будет мягче, удобоподвижнее ко всему, из чего слагается истинное покаяние... Сделал так? Сокрушил сердце? -Благо тебе. Но нужно ещё всецело осудить свою греховную жизнь, возненавидеть грех, в корне исказивший твою жизнь, и ОТКАЗАТЬСЯ раз и навсегда от такой жизни и в корне переменить её.

    Вот когда всем этим переболишь, все это переживёшь и в результате этих спасительных переживаний будешь иметь сердце сокрушенное и смиренное, тогда смело иди на Исповедь и открой свою душу Самому Господу Иисусу Христу, Который «невидимо стоит» рядом со Своим учеником и твоим духовником — священником... Упади на колени и скажи умом и сердцем: «Господи, согрешил я на небо и пред Тобою и недостоин называться сыном Твоим, приими меня в число наемников Твоих» /Лк.15,18-19/.

   Но об исповеди нужно поговорить отдельно. Прежде всего, как и к всякому таинству, к таинству Исповеди нужно подходить с глубокою верою в действенность и спасительность сего таинства. Нужно верить, что в этом таинстве ты видимо подходишь к священнику, но здесь же невидимо стоит Сам Христос, как уверяет Церковь: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемляй исповедание твое...» /Чин исповеди/. Вера в то, что Сам Христос принимает нас и исповедание наше, вера в то, что Он может и хочет простить нам грехи, вера в то, что, раскаявшись с верою и сокрушением, мы выходим от исповеди совершенно свободными от всякого греха, убелёнными, чистыми, невинными — такая вера совершенно необходима для кающегося, по вере и воспринимается таинство. А без веры и нужных чувств /самоуничижения, смирения, сокрушения сердечного и пр./ бесполезно и само таинство. Это «врачебница»..., будь внимателен, чтобы не выйти без всякой для себя пользы — «неисцеленным» говорит Церковь в своём обращении пред исповедью кающимся. /»Се, чадо, Христос невидимо стоит’’/.

    Приступая к таинству Исповеди совершенно необходимо от всего сердца, /не притворно и не для виду только/ простить всех обидевших тебя, чтобы сердце было свободно от злобы и чувства мести к самым заклятым врагам твоим. У окружающих и у кого возможно и удобно христиане имеют обычай идя на исповедь испрашивать прощение лично, независимо от того, обижали ли они их или нет. Принимая такую просьбу от единоверцев не вздумай, христианин, сказать — «не прощаю» — это величайший грех; вообще не прощать мы не имеем права, а сказать единоверцу пред исповедью «не прощаю» чудовищно... это равносильно тому, чтобы сказать о себе — «я не христианин», потому что без любви к ближним и вытекающего из нея всепрощения нет и христианства. Не смей также говорить: «наконец сознался, что ты виноват» — и эти слова обличают в тебе отсутствие истинно-христианской настроенности — христиане перед исповедью испрашивают прощения и у тех, которых сами не оскорбляли и перед которыми нисколько не виноваты. А ты смиренно скажи и не только языком, но и всем сердцем: «Бог простит тебя, и меня прости грешного».

   Придя на исповедь необходимо подробно, без утайки рассказать священнику все грехи твои. Всякий намеренно скрытый грех не только не прощается, но двойной тяжестью ложится на душу кающегося /»сугуб грех имаши»/.

   Получав от Христа чрез священника прощение грехов на исповеди — имей твёрдую уверенность, что ты теперь чист от всех грехов, и положи твёрдое намерение начать новую жизнь, полную ревностных усилий жить так, как следует жить настоящему христианину, т.е. в полном послушании Христу и Его Святой Церкви.

   Пройдя так исповедь, ты не только очистишь душу свою от грехов, и заложишь основы новой духовной жизни, но и приготовишь себя к Величайшему христианскому таинству Приобщения Тела и Крови Христовой. К таинству Приобщения, кроме положенного правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит само говение в течение недели и как следует проведённая исповедь. Таинство Св. Приобщения совершенно необходимо для христианина. «Если не будете, — говорит Христос, — есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть в пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я а нем»/Ин.6, 53,54,56/. Из этих слов Самого Господа Иисуса Христа явствует, что кто стремится бить единым со Христом, тот должен приобщаться Его Тела и Крови. Только причастник Христовых Таин будет одно со Христом, только он будет иметь жизнь вечную, его воскресят Христос в последний день. Вот почему пред Своею Крестною смертию на Тайной Вечери Христос Сам причастил Своим Телом и Кровью Своих учеников и приказал им до Его второго пришествия творить сие в Его воспоминание. Святая Церковь Христова, послушная голосу своего Великого Учителя, до сих пор творит и до конца мира будет творить сие великое Таинство в Его воспоминание. И ученики Христа все имеют возможность приступать к великому Таинству Телa и Крови Христовых. В Святой Православной Церкви каждую литургию повторяется Тайная Вечеря. Предлагаемые на св. Престоле хлеб и вино, не изменяя своего вида и вкуса, силою Духа Святаго, прелагаются в Истинные Тело и Честную Кровь Христовы и каждую литургию верующие могут приобщаться Христовых Таин точно так же, как некогда из рук Самого Спасителя мира приобщились Его ученики. Причастившись Св. Тела и Крови Христовых, христианин теснейшим образом соединяется со Христом. Тело и Кровь Христовы входят в плоть и кровь человека и совершается непостижимое чудо вселения Иисуса Христа в человека – христианина. Совершается то, о чем говорит ап. Павел: «Живу не я, а живет во мне Христос» /Гал.2,20/. Это таинственно-непостижимое, но действительное вхождение Господа Иисуса Христа в существо христианина делает то, что христианин и живет со Христом и умирает с Ним, с Ним же и воскреснет в последний день для того, чтобы со Христом же жить вечно...

    Твёрдо знай это, христианин! И со страхом Божиим и подлинной верой приступай ко Св. Чаше, с благоговением пей из сего «источника бессмертия». Отходя от Св. Чаши имей пасхальное настроение. У тебя Пасха! — Своя, личная Пасха. Ты начинаешь переживать своё личное воскресение, которым воскреснешь в последний день, как некогда воскрес Христос, сказавший « И Я воскрешу его в последний день» /Ин.6,54/.

    До вечера не становись на колени! Пусть по пасхальному радуется я ликует дух твой! Чаще про себя повторяй: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!»

    Детки мои! Прошу вaс и молю: строго соблюдайте посты. Никогда не ешьте скоромного ни в среду, ни в пятницу, ни в посты. Перепишите себе каждый это моё убогое писание. Прочитывайте его каждый пост и старайтесь по нему проводить посты и приступать к Великим Таинствам исповеди и Св. Причащения. Молитесь обо мне и о том, чтобы все члены нашей семьи спаслись и были вместе в Царствия нашего общего Отца Небесного, а я буду молиться о вас...

        И Господь услышит наши молитвы и спасёт нас Своею Благодатию. Аминь.

               

                Малеево. Каменоломни. Ноябрь 1944 года.

                Протоиерей Сергий Правдолюбов