Главное

Образование


Комитет по защите семьи, материнства и детства


Информация


Статистика


Объявления


Анонсы


Конкурсы и фестивали


Рождество Христово


Святые,подвижники благочестия


Рассказы


Василий Ирзабеков. Никола Вешний
Всякий раз, когда девочка пробегала по двору, скучающие на лавочках старушки провожали её горестными вздохами и, грустно перешёптываясь, сочувственно кивали головами.
Геннадий Катышев.Лешка
Сегодня Благовещение, светлый праздник души.
Генерал-отвага
Комдив Александр Родимцев

Новое в разделе видео


Статьи


Ольга Решетникова - Не смолкнет эхо над Балканами
К 135-летию Освободительной русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Неудобная правда Церкви
Неужели нельзя было обойтись просто защитой храмов, святынь и символов?
«У Бога на каждого из нас есть планы»
Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели.
Чему-нибудь и как-нибудь
Что происходит с преподаванием русской литературы в школе
Добрый и злой
«Я ее ругаю, а она заплачет и к папе бежит. Папочка же добрый, он утешит.

Мысли по поводу прочитанной книги.

Книга эта – третья часть большой работы проф. МДА М.М.Дунаева: «Православие и русская литература». С автором ее я в основном согласен. Но есть три дополнения.

  1. О драме Островского «Гроза», точнее, о трагедии Катерины. В книге очень правильно – со святоотеческой точки зрения – описывается постепенное вторжение в душу Катерины блудного греха. Но обойдено вниманием одно очень важное обстоятельство. Еще до соскользания в блуд в Катерине произошло подобное же соскальзывание в грех самоубийства. «А уж коли очень мне здесь опостынет… в окно выброшусь, в Волгу кинусь.» Хоть и не очень явно, но проглядывает мысль, что самоубийство есть допустимый исход из нестерпимой ситуации. Слово сказано – и сатана начинает действовать так, чтобы слово осуществилось. Так часто бывает. Даже сказанное в шутку слово о самоубийстве, как показывает опыт, вызывает давление бесов на душу, чтобы добиться осуществления. Известно также, что сатана до совершения греха представляет Бога сверхмилостивым: ничего страшного – согрешишь, а потом покаешься – и Бог простит. Но после совершения греха внушает противоположное: ты так виновата, что Бог тебя простить не может. Так зачем терпеть муку совести – в воду! – и делу конец. Так что начало гибели Катерины – мысль, что самоубийство избавит от мучений, т.е., непонимание того, что настоящая жизнь – усиливающая все переживания – начнется после смерти – и уже навсегда.(См. стр. 259-264).
  2. Мне очень хотелось прочитать именно о Достоевском. У меня есть мысль, которую я надеялся найти у Дунаева – и не нашел. Это – о смысле романа «Идиот». Начну издалека. В воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской ярко описана картина того, как добросовестность и милосердие Федора Михайловича затянули на его шее долговую удавку, которую жертвенной любви и здравому смыслу Анны Григорьевны пришлось распутывать почти всю оставшуюся жизнь. И – главное – его доброта воспитала около него тунеядцев. Есть такое слово Писания: «В вере вашей покажите добродетель, в добродетели рассудительность…»(2 Петр,1,5). Вот этой самой рассудительности Федору Михайловичу и не достало. И он отобразил это качество в двух своих произведениях. Обычно в «Селе Степанчикове и его обитателях» всех заслоняет плюгавая фигура Фомы Фомича. И из-за нее не видно богатырской фигуры Егора Ильича Ростанева. А ведь это – идеальный человек (взращенный на русской почве!), который позволил сесть себе на шею Фоме Фомичу. И только здравый смысл и свежий взгляд племянника из Петербурга помог частично оградить обитателей «села Степанчикова» от куража Фомы Фомича.

Та же тема – в романе «Идиот». (Обратим внимание на западное воспитание главного героя – высоконравственное, но без должной опоры на веру и молитву.) Ведет себя он идеально – а результатом этого идеального поведения оказывается почти всеобщая трагедия. Не хватило рассудитильности (см.стр. 387-390, а также 330).

  1. Спор между Леонтьевым и Достоевским (см. стр. 535-540). Мне очень хочется показать, что оба правы. Конечно, более прочна православная позиция Леонтьева: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф, 16, 26). Дело спасения души настолько трудно, что некогда оглядываться по сторонам. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп, 2,12). Как говорил преп. Амвросий Оптинский: сначала уклонись от зла и только потом сможешь сотворить благо (см. Пс, 33,15). А по сторонам – и особенно в Европу – глядеть нечего.

Но в чем-то прав и Достоевский. Только слово спасения миру скажет не русский народ, а еврейский (см. Рим, 11,15 и вообще с 9-й по 11-ю главу). Но до этого ему нужно сотворить два дела: первое – разочароваться в антихристе. После воскресения Илии и Еноха – см. Откр, 11,11-12 – «погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; а прочие были объяты страхом и воздали славу Богу Небесному» (Откр, 11,13). Кто воздал славу Богу Небесному? Жители Иерусалима, оставшаяся в живых еврейская элита. И перед ней вопрос – что делать?

Здесь уже второе дело: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр, 3,9). Пред чьими ногами они поклонятся? Пред теми, кто исполнил волю Божию: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр, 3,11 и воообще, весь раздел: «Ангелу Филадельфийской…» — Откр, 3,7-12). Русским людям дана великая святыня – Православие. Если они сохранят его, то через них – евреями! – «…проповедано будет Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам – и тогда придет конец» (Мф, 24,14). Итак, национальная идея русского народа:

«Держи, что имеешь» – и донеси до конца!

22 декабря 2014

протоиерей Владимир Правдолюбов