Главное

Образование


Комитет по защите семьи, материнства и детства


Информация


Статистика


Объявления


Анонсы


Конкурсы и фестивали


Рождество Христово


Святые,подвижники благочестия


Рассказы


Василий Ирзабеков. Никола Вешний
Всякий раз, когда девочка пробегала по двору, скучающие на лавочках старушки провожали её горестными вздохами и, грустно перешёптываясь, сочувственно кивали головами.
Геннадий Катышев.Лешка
Сегодня Благовещение, светлый праздник души.
Генерал-отвага
Комдив Александр Родимцев

Новое в разделе видео


Статьи


Ольга Решетникова - Не смолкнет эхо над Балканами
К 135-летию Освободительной русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Неудобная правда Церкви
Неужели нельзя было обойтись просто защитой храмов, святынь и символов?
«У Бога на каждого из нас есть планы»
Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели.
Чему-нибудь и как-нибудь
Что происходит с преподаванием русской литературы в школе
Добрый и злой
«Я ее ругаю, а она заплачет и к папе бежит. Папочка же добрый, он утешит.

Великая Пятница: Крестный путь и Распятие

– Великая Пятница посвящена событиям страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа.

Все службы Страстной седмицы имеют иерусалимское происхождение, и это очень важно для их понимания. Что из себя представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути.

Все богослужение Великой Пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь.

Такой тип службы назывался стациональным богослужением, то есть шествием с остановками. Стация — это остановка.

Такое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям, это отмечают многие источники.

В Великую Пятницу шествие начиналось на Елеонской горе, затем переходило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были остановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, затем шествие постепенно приходило на Голгофу.

Голгофа — последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. С течением веков количество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви, само собой, никакого шествия не происходит. Вся служба читается и поется в одном храме.

“Голгофа” Паоло Веронезе, 16 век. Изображение с сайта artita.ru

Но это древнее стациональное богослужение отразилось непосредственно на строе службе Великой Пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результате наше богослужение, которое называется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа».

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг вечером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу после событий Тайной Вечери.

И первое чтение (самое длинное чтение во всем православном богослужении) — это прощальная беседа Господа с учениками. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение — моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье — суд у Каифы, четвертое — суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь говорил на Кресте, о том, как Он умирает и как Его погребают в пещере и приваливают к пещере камень.

На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный Путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения.

Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующем о распятии, поется светилен Страстного Четверга — «Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, которые были распяты по правую и по левую руку от Господа, поется известное песнопение — светилен Великой Пятницы «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

“Снятие с креста” Бальтазара Эчаве Риоха, 1665 год. Изображение с сайта studyblue.com

Царские часы

Страстная Пятница — день строжайшего поста, Литургия в этот день не совершается. Вторая служба Страстной Пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Традиция этого богослужения уходит корнями в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константинопольской традиции она соединилась со службой обычных часов.

Наименование «Царские часы» она получила в Константинополе, потому что на этой службе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова возвращаемся к тем событиям, только теперь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Икона “Не рыдай мене мати”; Россия, кон. 19 века. Изображение с сайта cirota.ru

Вынос плащаницы

Третья служба Страстной Пятницы – великая вечерня с выносом Плащаницы. Она совершается на практике именно в то время, когда и должна быть — во второй половине дня, после полудня. Вечерня Страстной Пятницы четко делится на две половины. Первая половина — еще одно воспоминание Страстей, снова читается составное Евангелие о Страстях.

А вторая половина службы повествует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Евангелия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу.

Но в церковном обиходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в традицию. Считается почему-то, что день погребения — это суббота. И погребением называют утреню Страстной Субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в субботу по иудейским законам любое погребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упоминается в Евангелии.

В богослужении есть последование, посвященная погребению — это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос плащаницы.

Плащаница — это вышитая или писаная горизонтальная икона Христа, лежащего во Гробе. По своему происхождения плащаница – евхаристический воздух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии.

Когда ходили на крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат.

Позже этот плат стал Плащаницей, которая участвует в службе Великой Пятницы и Великой Субботы.

Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

В Великую пятницу плащаницу выносят на вечерне этого дня. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верующих.

Вынос плащаницы — это и есть символическое погребение. Это совершается во второй половине дня в пятницу, т. е. именно в то время, когда это происходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота.

“Икона “Положение во гроб”; Россия, 15 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Этим объясняется спешка, с которой хоронили Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует помазать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первыми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой Субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится вечером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Материал с сайта Милосердие